К утру 22 февраля 2014 года стало ясно, что правительство Виктора Януковича сбежало под натиском протестов. Российские союзники экс-президента объявили его политический коллапс “переворотом”. В суматоху вклинилось главное шпионское агентство РФ – ГРУ. Оно запустило скрытую операцию по влиянию на общественное мнение – одну из тех, которая предшествовала действиям Москвы в США два года спустя. Кампания была частью пропагандистской атаки на новое правительство в Киеве и прозападных протестующих.
ГРУ была нацелена повлиять на ключевых лиц и широкую публику, чтобы проложить путь для российской аннексии Крыма. Она началась уже 27 февраля с захвата здания крымского парламента вооруженными людьми. Отчет, попавший в руки The Washington Post дает взглянуть на работу одной из команд ГРУ в течение 6 дней 2014 года. Начиная со дня падения режима Януковича шпионы создали ряд фейковых личностей в социальных сетях, включая Facebook и “ВКонтакте”. Боты должны были изображать обычных людей со всей Украины, которые разочаровались в протестах на Майдане.
В субботний день 22 февраля 2014 года мужчина по имени Иван Галицин написал комментарий к статье в британском издании. Материал рассказывал о том, что в этот день из тюрьмы выпустили Юлию Тимошенко.
“В Украине произошел переворот, – написал Галицин на английском. – Я живу в Киеве. Я был на Майдане, но мирные протесты закончились два месяца назад, когда нас заменили вооруженные националисты. Это кошмар. Фашисты снова пришли к нам через 70 лет после Второй мировой войны. Я не хочу такого будущего Украине”.
Согласно отчету, Галицина создал офицер по психологическим операциям ГРУ. Профиль создали 22 февраля. В качестве аватара использовалась фотография Константина Ярошенко, осужденного российского наркоторговца, отбывающего срок в американской тюрьме. Комментарии Галицина появились и под рядом других англоязычных изданий.
Всего целью ГРУ стали более 30 украинский групп, социальных медиа-платформ и 25 “ведущих англоязычных” изданий, говорится в отчете.
Пытаясь выглядеть рядовыми украинцами, оперативники ГРУ также использовали комментарии, чтобы настроить пророссийских граждан против протестующих, которых называли “западенцами”. Один из комментариев звучит так: “Бригады западенцев уже идут грабить и убивать нас. Очевидно же, что у этих людей нет ничего святого”. Еще один пример: “Подъем оппозиции станет катастрофой. Это совсем другие люди. У них совершенно другое видение будущего Украины”. Протестующих на Майдане боты офицеров ГРУ называли “нацистами” и “фашистами”.
Шпионы также публиковали угрозы физической расправы в социальных медиа против сторонников Януковича в Юго-Восточных регионах. Это должно было подтвердить заявления Москвы о том, что радикальные украинцы угрожают насилием россиянам в регионе. Еще один пример – бот по имени Вова Кравец угрожал на Facebook 14 политикам.
27 февраля, когда было захвачено здание крымского парламента, ГРУ создало четыре группы на Facebook и “ВКонтакте”, чтобы призвать крымчан поддержать отделение от Украины.
“Используя наши аккаунты на Facebook, мы выпустили комментарии, информируя население Крымского полуострова об угрозах со стороны нацистских организаций”, – отчитывались в ГРУ.
В российском разведуправлении также создали для офицеров по психологическим операциям краткую инструкцию по работе с Facebook. Один из советов рекомендовал оперативникам не использовать собственные фото. “Вы можете найти фото на самом Facebook. Поищите кого-то с маленьким количеством друзей и неактивным профилем”.
ГРУ использовало платную рекламу, чтобы увеличить популярность групп на Facebook, говорится в отчете. В общем, группы получили почти 200 000 просмотров на Facebook только 27 февраля, отчитывается оперативник. Контент публиковался не только на Facebook, но также во “ВКонтакте” и LiveJournal.
Трудно оценить реальное влияние информационное операции ГРУ в Украине. Но военные шпионы без сомнения приложили силы, поскольку получили позитивный отклик от начальства: “Абсолютное большинство пользователей социальных медиа согласилось с опубликованными аргументами и поддерживало позицию авторов”.