Наверняка вы уже слышали про знаменитый эксперимент Уолтера Мишела с зефиром, где дети, которые смогли сопротивляться соблазну, получали два угощения 15 минут спустя. Профессор Мишель обнаружил, что те, кто смогли выждать — и обладали навыками самоконтроля — годы спустя показывали лучшие академические и профессиональные результаты.
С тех пор исследования, одно за другим, связывали самоконтроль с самыми разнообразными успехами: от личных финансов до здорового питания, способности заниматься упражнениями и производительности труда. Упрощенно говоря, те кто придерживались долгосрочных целей перед лицом искушений (у кого был «стержень») рассматривались как более успешные.
Если то, что я сейчас сказал звучит знакомо — это из-за возникшей за последние 30 лет кустарной индустрии, которая паразитирует на идее улучшения самоконтроля. Если вы пробежитесь по списку бестселлеров, то найдете немало вариаций на одну тему: лучший способ улучшить самоконтроль – использование силы воли (и схожих навыков вроде исполнительности) ради игнорирования стремлений получать мгновенные удовольствия.
Но после нескольких десятилетий использования этой информации поменялось немногое. Мы по-прежнему тратим слишком много на импульсивные покупки вместо пенсионных сбережений, по-прежнему едим сладкое вместо здоровой пищи. Почему?
Ответ, я полагаю, в том, что наш взгляд на самоконтроль ошибочен. Полагаясь на рациональные соображения и силу воли при достижении целей, мы обезоруживаем себя. Мы используем не просто слабые средства — они еще и потенциально вредоносны.
Если использовать силу воли для поддержания себя в тонусе кажется сложным, то это потому что так и есть. Ваш ум сражается с самим собой. Он пытается одолеть и, если это оборачивается неудачей, подавить желание предаться сиюминутным удовольствиям.
Говоря о важности самоконтроля для успеха, хочется отметить, что эволюции стоило бы предложить нам менее мучительное в использовании средство.
И я верю, что оно существует: мы его просто игнорируем. Этот инструмент — наши социальные эмоции. Эмоции вроде благодарности и сострадания поддерживают позитивные стороны нашей социальной жизни. Я годами изучал их влияние на принятие решений, поведение — и обнаружил, что в отличие от доводов или силы воли, они действительно склоняют нас проявлять терпение и стойкость. Когда вы испытываете такие эмоции, самоконтроль – это больше не битва, потому что они работают, не снимая наши желания сиюминутного удовольствия, а повышая ценность будущих свершений.
Мы часто думаем про самосовершенствование с эгоистических позиций: я буду делать что-то лучше, я стану горой мускул, я буду просыпаться раньше. Но это не должно так происходить: самоконтроль нужен не для того, чтобы сейчас почувствовать себя ничтожным.
Исследования самоконтроля показывают, что сила воли, несмотря на все преимущества, иссякает со временем. Когда мы пытаемся привести себя в порядок, больше работать или откладывать деньги, ментальные усилия для сохранения ФОКУСа на этих целях все увеличиваются. Пока не становятся слишком велики, чтобы сопротивляться.
Хуже того, использование силы воли может обернуться физиологическими и психологическими потерями. Как показал в своей последней работе психолог Северо-Западного университета Грег Миллер, заставлять себя оставаться «сильным» — серьезный стресс. Исследуя 300 подростков из социально или экономически неблагополучных слоев общества, Миллер обнаружил, что те, кому удавалось лучше использовать самоконтроль, меньше поддавались искушениям, но ценой своего здоровья. Их тела страдали не только от повышенных стрессовых реакций, но и от преждевременного старения иммунных клеток.
При умеренных задачах добиваться целей, полагаясь на силу воли и рациональный анализ — это даже благо. Но когда дело доходит до более серьезных дел, это нанесет удар вашему самочувствию. Особенно, если вас постигнет провал в чем-то. Когда люди, которые были чрезвычайно сосредоточены и активно использовали силу воли для достижений цели, не добивались своего, то описанный ими удар по самочувствию был на 120% сильнее, чем у тех, кто пошел по менее строгому пути.
С эволюционной точки зрения, неестественность активного использования силы воли имеет смысл. На протяжении тысячелетий, к успеху человека вела не способность готовиться к экзаменам, откладывать сбережения на пенсию, ходить в зал и ждать вторую зефирку. Большую часть нашего эволюционного пути эти вещи ничего не значили или даже не существовали.
Гораздо вероятнее, что к успеху вели сильные социальные связи — отношения, которые подталкивали людей кооперировать усилия и помогать друг другу. Они гарантировали, что понесенные сейчас жертвы вернутся сторицей в будущем, когда это понадобится. Но чтобы установить такие отношения, требовалось быть честным, щедрым, прилежным и преданным. Такие характеристики делали из человека хорошего партнера. Другими словами, они заставляли нас вести себя морально.
За этими моральными ухищрениями лежит умение поставить что-то впереди собственного интереса или сиюминутных желаний — чтобы натренировать самоконтроль. Хорошо потрудиться чтобы сдержать обещание, помочь другому временем, едой или подставить плечо — для таких жертв нужно иметь силу. В обмен на это, вы получаете выгоду от крепких отношений.
Когда дело доходит до небольших уступок, большинство из нас не полагаются на холодный рациональный расчет и не держат в уме преимущества или недостатки. Мы, обычно, не задумываемся, что получим от помощи другому. Просто чувствуем, что так нужно поступать.
Это наши эмоции — в частности, благодарность, сострадание и подлинное чувство гордости (не высокомерие) — они заставляют проявлять самоконтроль. Уверен, я не один такой, кто передвинул больше диванов или потратил больше времени на подарки друзьям, чем предполагалось — потому что хотел им помочь или выразить благодарность. Или работал больше и усиленнее над сложными задачами, когда хотел почувствовать гордость за вклад в командную работу. Или выражал больше поддержки людям, когда испытывал необходимость так поступить.
Более десятилетие исследований лишь укрепляют эту точку зрения. Работа моей лаборатории, например, показала, что чувство благодарности напрямую подымает самоконтроль. В версии зефирного теста, адаптированной для взрослых, мы просили людей вспомнить на пару минут событие, когда они чувствовали благодарность, нейтральные эмоции или счастье. Затем, мы заставили их ответить на серию вопросов в форме «Вы лучше получите $X денег сейчас или $Y через Z дней?» где Y всегда было больше X, а Z варьировалось от недель до месяцев. По этим вопросам удалось посчитать, какую «скидку» люди делают на будущее.
Те, кто вспоминал про нейтральные или счастливые моменты, были достаточно нетерпеливы. Они могли забыть о $100 через год в пользу $18 сегодня. Люди с чувством благодарности, в свою очередь, показали почти вдвое лучшие навыки самоконтроля. Им потребовалось как минимум $30, чтобы забыть про будущую награду. В таком же стиле мы наблюдали за участниками еще три недели, измеряя их ежедневный «уровень благодарности», и обнаружили аналогичный подъем самоконтроля.
Наши исследования также показали, что когда людей заставляли чувствовать благодарность, они проявляли больше желания помогать нуждающимся и принимали финансовые решения, которые шли на пользу обоим партнерам в равной степени (а не эксплуатировали чужие расходы). Они также проявляли преданность тем, от кого получали помощь, даже ценой собственных неудобств.
Схожие выводы обнаружились, когда мы присмотрелись к гордости. Если сделать людей гордыми за собственные умения — избегая высокомерия — они с большей вероятностью смогут подождать в пользу будущего вознаграждения, а также начнут занимать лидерские позиции в группах, работать дольше и усерднее ради поддержания команды в сложной ситуации. Точно так же, если заставить людей почувствовать сострадание, они примут на себя чужую ношу, и потратят больше времени на решение проблем.
Эти открытия показывают, что гордость, благодарность и сострадание, понимаем мы это или нет, уменьшают склонность человеческого ума занижать ценность будущего. Благодаря этому, они не просто заставляют нас объединять усилия с другими людьми, но и помогают нашим собственным перспективам. Чувство гордости или сострадание на 30% усиливает настойчивость при выполнении сложных задач. Точно так же благодарность и сострадание соотносятся с лучшей успеваемостью, способностью заниматься физическими упражнениями и хорошо питаться, понижают уровень консьюмеризма, импульсивного потребления табака или алкоголя.
Если использование силы воли провоцирует стресс, то эмоции его снижают: они замедляют сердцебиение, снижают кровяное давление и убирают чувство беспокойства и депрессии. Поднимая ценность будущего, они становятся быстрым способ обрести спокойствие и усердие.
Что, возможно, наиболее важно — пока эти эмоции подымают самоконтроль, они также сражаются с другой проблемой современной жизни: одиночеством. С 1985 по 2004 годы доля людей, у которых был лишь один надежный друг, упала с 80% до 57%. Сегодня более половины американцев говорят, что чувствуют одиночество, особенно в личной жизни. Но одно за другим исследование показывает, что те, кто выглядят благодарными, добрыми и оправданно уверенными людьми, привлекают к себе других. Ведь такие эмоции делают нас менее эгоистичными, а также показывают, что мы способны сформировать отношения в которых человек получит необходимую поддержку.
Культивация наших социальных эмоций усиливает не только навыки, которые необходимы для профессионального успеха, но и те, которыми мы бы хотели оставить память о себе. Подталкивая ум к бескорыстию и терпению, выгоду получают все, на кого направлены наши действия, а также наши собственные перспективы.
Так что пока начинается 2018-й год, уделите больше времени развитию этих эмоций. Подумайте, за что вы благодарны. Позвольте вашему уму оказаться в положении нуждающихся в помощи. Гордитесь небольшими достижениями на пути к цели. Такие поступки помогут вам в следующий сочельник иметь больше поводов для празднования, чем сожаления.