Применения блокчейну можно найти и не на криптовалютных обменниках, считают в WSJ. Технология способна привнести изменения в «непривлекательные» сферы. Среди таких: управление недвижимым имуществом, морские грузоперевозки, происхождение спорных материалов, обеспечение продуктовой безопасности. Используя блокчейн можно будет доказать, что конкретный, купленный вами в Милане, бриллиант, попал туда из конкретной заграничной шахты.
Что такое блокчейн? Это защищенная база данных или аналог бухгалтерской книги, разделенной между компьютерами. У каждого есть идентичные записи всех транзакций, поэтому подделывать одну копию — бессмысленно. Приставка «крипто» описывает криптографические технологии. Они обеспечивают безопасность процесса. Например, гарантируют, что обратные изменения провести невозможно. Как только произошел трансфер средств, запись об этом получает иммунитет от любых правок.
Потенциал блокчейна WSJ сводит к трем причинам. Первая: блокчейн удобен в случаях, когда нужна надежность и сохранность транзакций. Вторая: для работы блокчейна нужна коллаборация нескольких участников. Когда он внедрен с открытым исходным кодом, решается и проблема наживания на новых стандартах — ни у какой компании нет монополии на технологию. Третья причина: ажиотаж. Поднявшаяся волна интереса позволяет привлечь разработчиков и ускорить его внедрение. Издание сравнивает блокчейн с еще одним бизнес-баззвордом, «облаком» — несмотря на волну первоначального скептицизма, технология открыла много новых возможностей.
Поставить все на блокчейн
Технологию уже используют: например, Wallmart следит так за частью товарного каталога, а транспортная компания Maersk — за грузовыми контейнерами. Пока что оба гиганта лишь частично внедрили блокчейн, однако он продолжает набирать популярность. Трекинг товаров с помощью распределенного реестра уже практикуют в Kroger, Nestlé, Tyson Foods и Unilever. Все они используют программные инструменты от IBM.
Другой пример — основанная в 2014 году компания Everledger. Она регистрирует в блокчейне бриллианты. Сейчас насчитывается уже 2,2 млн камней, а ежемесячно список пополняется еще сотней тысяч. Для записи используется 40 разнообразных характеристик, совокупно подделать которые невозможно. Everledger может узнать обо всей биографии камня: от момента извлечения на поверхность до обнаружения покупателя.
Израильский стартап CartaSense реализовал еще более необычную услугу — с помощью сенсоров, установленных на грузовые поддоны, компания проверяет сохранность продуктов. Вместо подписей и бумажной волокиты компания использует блокчейн, фиксируя состояние товара на каждом этапе транспортировки.
Заменить политику кодом
Помимо компаний, блокчейн может ускорить работу правительств. Первым «городом на блокчейне» к 2020 году должен стать Дубай. Его власти намерены использовать распределенный реестр для учета сведений о владении имуществом и передаче прав на него. Поскольку смарт-контракты — это фактически код, который будет исполняться только при соблюдении обозначенных условий, они устраняют опасность коррупции. Обязанности перейдут из рук бюрократов к компьютерам.
Но говорить о том, что блокчейн сможет преодолеть вызовы, которые десятилетиями стояли перед разработчиками — преждевременно. Технологию часто обвиняют в том, что она больше похожа на маркетинговую уловку и не так уж радикально отличается от существующих баз данных. Отсюда формируется и еще один предмет спора: что вообще скрывается за понятием «блокчейн»? Ведь даже стартапы вроде CartaSense используют формулировки вроде «технологии на базе блокчейна».