Наступил 2045 год, а с ним и энергетический кризис. Серая, унылая реальность и нищета вокруг – но люди научились прятаться от нее в невероятно ярком и разнообразном мире игры OASIS. В мире фильма царит кризис и разруха, но VR-шлем и сенсорные перчатки есть даже у самого небогатого жителя трущоб – ведь без них нет настоящей жизни, которая проходит в виртуальности.
OASIS – это и MMORPG, и виртуальное сообщество, место, где большинство людей проживают большую часть жизни, творение технологического гения Джеймса Холлидея, он в этом мире – круче Стива Джобса.
“Я создал OASIS, потому что в реальном мире никогда не чувствовал себя как дома. Не знал, как общаться с людьми. Боялся всю свою жизнь, до самого ее конца. И только тогда я понял: какой бы устрашающей, вызывающей боль ни была реальность, только здесь ты можешь найти настоящее счастье. Потому что реальность – реальна” – цитата Холлидея из книжки.
Холлидей, впрочем, оказался кем-то вроде интернет-тролля и перед смертью рассказал всему человечеству, что в мире его игры спрятана пасхалка. Чтобы ее найти, нужно разгадать три загадки, получить три ключа. Кто найдет – получит полный контроль над OASIS (например, сможет вообще стереть игру с серверов) и очень-очень много денег.
Заковырка в том, что Холлидей – настоящий гик, разбиравшийся в классических олдскул-играх и поп-культуре 80-х. Чтобы разгадать его мозгодробительные загадки и пройти квест до конца, нужно быть не менее яростным фанатом этого культурного пласта. Благо, Холлидей оставил в наследство свой дневник, где спрятаны подсказки. Ситуация осложняется тем, что в мире присутствует злая корпорация IOI с бесконечными ресурсами, которая также отправляет своих миньонов охотится за пасхалкой. Но с грязной целью – завладеть OASIS и превратить игру в мир бесконечного доната или увешать интерфейс рекламой на 70%. Естественно, идейные охотники и геймеры ненавидят IOI.
Главный герой – Уэйд Уоттс, такой же типичный гик-очкарик, как и Холлидей, увлекающийся винтажными играми и фильмами с детства. Как сам он с гордостью подчеркивает, его имя очень похоже на созвучия в именах супергероев – как у Человека-Паука – Питера Паркера или Халка – Брюса Бэннера.
В OASIS он известен под ником Parzival – незамысловатый намек на то, что он подобно средневековому рыцарю, уйдет на поиски “священного Грааля”. Уэйд – один из охотников за пасхалкой Холлидея, хотя на момент, когда начинают разворачиваться события фильма, страсть и азарт охотников уже поутихли – ведь прошло время, а первый ключ отыскать никому не удалось. Собственно, о поисках пасхалки и о приключениях Уэйда и его друзей-соклановцев нам и рассказывает фильм.
Рассказывать сюжет не будем, но отметим несколько его общих особенностей.
Во-первых, фильм – очень смягченная версия книги, в которой все же допускается жестокость.
Во-вторых, если вы когда-либо интересовались geek сulture, приготовьтесь постоянно испытывать чувства вроде “Это же этот, как его там!” или “Блин, это же та самая игра”. Весь фильм, как и книга, построен на отсылках к популярной культуре – иногда это целые сцены и персонажи, иногда незаметная деталь в углу экрана, рисунок или надпись. Зритель временами превращается в такого же азартного охотника за пасхалками, как и главные герои, временами смахивает ностальгическую слезу, видя эмблему Звездного флота Федерации или слыша с экрана “Hadouken!!!”
Вся книга – как и фильм – о людях, увлекающихся культурой 80-х, 90-х (и шире, гиковской культурой). Рассказывать о каждой пасхалке не будем – вы сами можете следить за отсылками к культовым старым и новым играм, комиксам, фильмам, аниме.
В фильме есть упоминания, персонажи или намеки на:
“Терминатор 2”, Street Fighter, Mortal Combat, Mass Effect, Overwatch, “Сияние”, TRON, “Акира”, “Железный гигант”, “Властелин колец”, “Назад в будущее”, “Кошмар на улице Вязов”, “Дюк Нюкем”, “Чужой”, “Звездный путь”, “Звездные войны”, Харли Квинн и Джокер из “Отряда самоубийц”, аниме Gundam, Чаки из “Детской игры”, Лара Крофт, Battletoads, Battleborn, «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Кинг-Конг», “Годзилла”, Space Invaders, Adventure, Asteroids (игры 1979 года), “Светлячок” и т.д.
В-третьих, отличная работа с CGI.
В-четвертых, если вы – фанат книги, готовьтесь к многочисленным отступлениям от канона. Например, здесь перепилены все квесты (для экранизации они очевидно показались слишком запутанными). Переделаны (выброшены) многие боковые сюжетные ответвления, да и финальная сцена утверждает ценности дружбы, взаимовыручки и соратничества немного по-иному, нежели оригинал. Но в целом, если книга вам понравилась, фильм тоже имеет все шансы на это.
Выводы: Книга Клайна – веселое, как съезд с самой крутой горки аквапарка, приключение, не перегруженное интеллектуальными изысками. Ее главное достоинство – передача азарта и “дрожащих рук”, знакомого каждому геймеру, который вот-вот закончит квест и доберется до долгожданной награды. И конечно же – точечные попадания по ностальгической жилке, заставляющие вспомнить детство за приставкой или компьютером, хардкорные игры, без сейвов, не прощающие проигрышей, с примитивной графикой, зато душевные. В рецензии на The Huffington Post книгу описывали как “Гарри Поттера для взрослых”. Фильм вполне передает атмосферу книги, но смягчает очень многие моменты. Это скорее подростковое кино, снятое по отточенной схеме: “храбрые дети против бездушной системы”.
“Быть человеком – в большинстве довольно отстойно. Видеоигры – единственное, что делает эту жизнь сносной”. Эрнест Клайн, “Первому игроку приготовиться”
Интересные факты о фильме:
- Режиссер фильма – Стивен Спилберг. Фильмы Спилберга упоминаются в книге, как неотъемлемая часть поп-культуры 80-х и 90-х.
- Изначально фильм планировали выпустить на экраны в декабре 2017. Но дату сдвинули, чтобы фильм не конкурировал с очередными “Звездными войнами”.
- “Первому игроку приготовиться” (Ready player 1) – известная фраза из старых игр.
- Во время работы над фильмом продюсер и юристы столкнулись с трудностями с авторскими правами – в той части, где у Warner Bros. не было прав на культовых героев. К примеру, ключевую роль в книге играет персонаж Ультрамен из популярного японского аниме – но его использовать было нельзя, так что его заменили “Железным гигантом”. По словам сценариста Зака Пенна, героические усилия супервайзера проекта Дейдре Бэк по борьбе с авторскими запретами нужно изучать как кейс в кинематографических школах.
- Президент США Дональд Трамп в начале марта заявлял о недопустимости насилии в видеоиграх и даже провел встречу с представителями гейм-индустрии, где эта (заметим, довольно замшелая, тема) поднималась. Так что фильм “Первому игроку приготовиться”, живописующий геймеров как наивных, но отважных борцов за все хорошее против всего плохого вышел на экраны как нельзя вовремя.