В документе сообщается, что для полетов беспилотников весом до 2 кг не нужно подавать заявку и получать доступ на использование воздушного пространства, а также не нужно информировать соответствующие органы. Но при этом нужно соблюдать следующие условия: 

  • Полеты разрешены только днем, в местах, где не действуют специальные запреты.
  • Полеты не проводятся над дорогами государственного значения, центральными улицами городов, сел, железными дорогами государственного и регионального значения, вдоль линий электропередач (но разрешается пересечение вышеперечисленных объектов).
  • Полеты не разрешены над местами аварий и катастроф; зонах проведения полицейских, антитеррористических и специальных операций; учреждениями исполнения наказаний, другими «важными государственными и потенциально опасными объектами»; объектами, которые определены Минобороны, МВД, Государственной пограничной службой, СБУ, Национальной полицией Украины, Национальной гвардией Украины, Управлением государственной охраны, другими военными формированиями и правоохранительными структурами, образованными в соответствии с законами Украины.
  • Дрон не может находиться дальше, чем в 500 метрах от пилота.
  • Максимальная высота полета — 50 метров, скорость — не больше 160 км/ч.
  • Полеты проводятся не ближе 30 метров от особы, которая не связана с выполнением полетов, не ближе 50 метров от группы из 12 человек, которые не находятся в здании, и не ближе 150 метров от групп из больше 12 человек, которые не находятся в здании.

К тому же, согласно документу пилот должен будет прекращать полет беспилотника по требованию представителей правоохранительных органов или военных формирований, образованных в соответствии с действующим законодательством Украины, если они считают, что он угрожает интересам национальной безопасности или безопасности других людей. Пилот не имеет права вступать с представителями првоохранительных органов в дискуссию, а также должен прекращать полет и по их требованию передавать им отснятый из воздуха материал для проведения его экспертизы.

Непостоянство Госавиаслужбы

Глава Всеукраинской Федерации владельцев беспилотников Тарас Трояк в комментарии AIN.UA отметил, что Временный порядок пока не вступил в силу, так как не зарегистрирован в Минюсте. Трояк обращает внимание, что эти положения создали еще в 2017 году, но были приняты сообществом негативно: «Его создавал один из игроков рынка под себя». 

Юрист Маси Найем рассказал, что в феврале 2018 года Госавиаслужба создала рабочую группу, которая должна была создать новую концепцию интеграции беспилотников в систему использования воздушного пространства. По его словам, в апреле эту концепцию приняли. Трояк говорит, она даже была согласована с Госавиаслужбой, но в последний момент был принят именно Временный порядок. 

«Почему приняли старый документ — непонятно. Мне кажется, это просто лень. В Госавиаслужбе ссылаются на какие-то процедурные вопросы. Мы не считаем эти положения действительными. Это юридически ничтожный документ, в котором написан бред», — комментирует глава Всеукраинской Федерации владельцев беспилотников. Маси Найем написал, что с положениями документа не согласны даже некоторые члены Госавиаслужбы. 

Трояк подчеркнул, что во вторник должна состояться встреча рабочей группы, где будет объявлено о сроках принятия новой концепции. До этого же Федерация будет требовать отмены этих положений. Трояк сообщил, что команда уже готовит иск в суд, которым хочет отменить принятые правила: «Если их отменят, мы будем удовлетворены. Важно понимать, что мы не против правил в принципе. Но мы хотим, чтобы они были адекватными». По его оценкам, судебное разбирательство будет длится около месяца. 

Юридические нюансы

Если говорить с точки зрения закона, то медиаюрист «Института массовых информаций» Али Сафафров в колонке для Liga.net отмечает, что нарушение правил воздушных полетов и порядка использования воздушного пространства приводит к наложению штрафа от 1020 до 8500 гривен. Если же в результате использования дрона возникла опасность для полетов, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, согласно 282 статье Уголовного кодекса Украины. В зависимости от тяжести преступления наказание предусматривает до 12 лет лишения свободы. 

Сафафров отмечает, что на практике новый порядок в значительной мере делает невозможным использование дронов в журналистской деятельности: «Например, если недавно один известный чиновник, недовольный тем, что журналисты могли снимать его дачу в Конча-Заспе, несмотря на пятиметровый забор, не мог ничего с этим сделать, кроме как приказать сбивать дрон с помощью ружья, — теперь он сможет спокойно зафиксировать нарушения журналистами правил использования воздушного пространства Украины, и оператор дрона заплатит минимум штраф, а возможно, будет наказан ограничением свободы до пяти лет». 

Тарас Трояк в свою очередь подчеркивает, что сейчас не существует механизмов, по которым можно привлечь к ответственности человека, нарушающего положения Временного порядка. По его словам, положение о штрафе актуально только для юридических лиц: «Это нонсенс — забирать дрон. У полиции нет таких полномочий. Их деятельность регулируется законом „Про Национальную полицию“, и там нет никаких положений касательно беспилотников». 

Юрист Маси Найем подчеркивает, что некоторые положения документа прямо нарушают Конституцию Украины. Конкретно в части презумпции невиновности (ст. 63) и в части права свободно собирать информацию (ст. 34).

Ранее AIN.UA сообщал, что Гоструда вменяет черкасской IT-компании нарушение трудового законодательства за сотрудничество с фрилансерами.