Информационная кампания «По ту сторону новостей», которую реализует общественная организация “Институт развития региональной прессы” (ИРРП), направлена на повышение медиаграмотности и является частью проекта re: start democratic discourse в партнерстве с Европейским центром свободы прессы и СМИ. В рамках кампании активисты испытывают украинских журналистов, блогеров и редакторов на профессиональную этику: проверяют ли они информацию, не манипулируют ли фактами. Этот кейс стал одним из таких экспериментов.
В среду, 1 августа, с электронной почты [email protected] редактор проекта “По ту сторону новостей” Алена Романюк разослала в региональные СМИ фейковый пресс-релиз. В письме активистка представилась представителем вымышленной Всемирной организации управления океана и атмосферы NASA.
В релизе “организация” предупреждала об опасности возникновения шаровых молний в Запорожской и ряде других областей Украины, а также давала советы, как вести себя, если вы столкнулись с таким редким явлением. Полный текст можно посмотреть по ссылке.
Романюк отмечает, что тему выбрала не случайно – чтобы узнать, что волнует жителей юга и востока Украины, она использовала Google Trends. “Именно этот сервис подсказал, что более 5000 пользователей в последнюю неделю июля 2018 искали инфо о шаровых молниях”, – отмечает редактор. Также она добавила в текст немного правдоподобности: “В релизе было только два правдивых тезиса: о природе шаровых молний и о фиксации 118 температурных рекордов в мире летом 2018 года. Остальная информация – полная выдумка, описанная в новостном стиле”.
На звонки журналистов Алена также отвечала сама, впрочем, их было немного. Первые три публикации появились уже через час после рассылки на сайтах «Бердянськ 24», 0619.com.ua и reporter.ua. Далее в тот же день с новостью о шаровых молниях вышли еще более 70 региональных сайтов, ее распространили в более чем 50 Facebook-группах и поделились более 1000 пользователей соцсети. Среди всеукраинских СМИ первыми новость опубликовал «Голос UA».
Результат изрядно удивил, но это были еще цветочки. Ягодкой стал сюжет, который вышел 2 августа в 19:30 на «ТСН» и был посвящен «нашествию шаровых молний» в регионах Украины, указанных в нашем релизе. Источником «Плюсы» назвали «англоязычные сайты».
Сюжет собрал 200 000 просмотров в Facebook и 235 000 просмотров на YouTube (на данный момент пост и видео удалены). После выхода в ТСН новость подхватили топовые СМИ, такие как «Обозреватель», УНІАН, «Газета по-українськи», «Комсомольська правда», «Вести», News One, «Подробности».
Первым неладное заподозрил журналист из Николаева Андрей Прокопенко. О том, что новость – фейк, он написал в своем Facebook вечером, 1 августа – того же дня, когда Романюк распространила новость. Опровержение вскоре дал «Бахмут Вечерний», а 2 августа, с комментарием Украинского гидрометцентра про фейк написали «Таврийские вести». 3 августа последовало опровержение на УНН, а затем еще в 25 СМИ.
“Несмотря на опровержение, распространение фейковой новости продолжалось до 12 августа. О ее бессмысленности медийщикам писали Facebook-пользователи в комментариях, но, к сожалению, безрезультатно”, – отмечает Алена.
Активистка отмечает, что опровержения получили в десятки раз меньше внимания, чем оригинальный фейк. Например, на николаевском сайте «Новости N» новость о нашествии шаровых молний собрала 115 000 просмотров, а опровержение – всего 13 000. На «Обозревателе» – 160 000 против 6 400.
Почтовый ящик официального учреждения на @gmail.com, абсурдное название организации (управление океана – это вообще как?), отсутствие хоть каких-то упоминаний в интернете об учреждении, советы в стиле «бабы Гали с рынка» – это все должно было насторожить журналистов и редакторов и побудить проверить информацию. Но, к сожалению, «взрывной» информационный повод и желание получить трафик на сайт победили.
По ее словам, никаким другим способом фейк про нашествие шаровых молний не распространяли. Чтобы проверить информацию, достаточно было позвонить в Укргидрометцентр или найти учителя физики, который объяснил бы абсурдность такого прогноза.
“А теперь представьте, с какой скоростью и охватом будет распространяться фейковая информация, когда перед выборами в информационные кампании вложат тысячи и десятки тысяч долларов?” – акцентирует Романюк.
Напомним, ранее мы рассказывали историю менеджера спецпроектов AIN.UA, фейковая запись которого собрала более 18 000 шеров в Facebook за два дня. За несколько месяцев число шеров превысило 100 000.