Мы на пороге революции смешения реального и цифрового пространств. Начинается эта революция, как ни странно, с мира коммерции. Хотя почему «как ни странно»? Именно Колумб и Магеллан переплывали океаны и открывали континенты.

Так как как количество квадратных метров на земном шаре ограниченно, мы направляемся в параллельные/виртуальные измерения. Поэтому добро пожаловать в мир virtual commerce (v-commerce), не ограниченного в пространстве и во времени шоппинга.

Первыми революцию, как и полагается, заметили режиссеры фантастических экшенов и создатели рекламы.

Это, к примеру, Люк Бессон и его последний фильм «Валериан и город тысячи планет» с бесконечным big market, вход в который доступен каждому, у кого есть очки виртуальной реальности.

Это Дени Вильнев и его «Бегущий по лезвию 2049». Не такое далекое будущее, в котором голограммы сходят с экранов, чтобы прорекламировать очередной товар.

А это реклама одного из украинских маркетплейсов, удачно обыгрывающая смену парадигмы коммерции.

Так как именно она меняется? Ответ прост: e-commerce трансформируется в v-commerce.

Что такое v-commerce

V-commerce — новая парадигма ведения онлайн-бизнеса. Это реальный опыт в виртуальном пространстве, в котором можно детально изучить товар и совершить покупку. Приложения виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности позволяют воплотить в жизнь лучшее, что есть у v-commerce: комфорт, визуализацию товаров и try before you buy option.

Не нужно дополнительных девайсов или решений — достаточно смартфона и приложения. Кажется, мы только недавно адаптировались к тому, что e-commerce — не прихоть, а удобство, как топовые бренды, такие как IKEA, BMW и L’Oreal, начали использовать технологии v-commerce.

По сути, v-commerce – это улучшение e-commerce с помощью визуализации, виртуальных пространств и возможности «протестировать» любой товар до покупки. Также v-commerce позволяет сэкономить время. Клиенты не тратят его на поездку в магазин и разговоры с консультантами. Это беспроигрышная сделка для компаний и покупателей.

А зачем так сложно?

Создается впечатление, что VR/AR-приложения — сложные и обременительные решения. Поэтому компании и пользователи воспринимают их скептически. Но если вдуматься, все наоборот. AR/VR — более понятная форма восприятия контента. Мы не мыслим в 2D и не готовы поверить, что плоская картинка с вебсайта может стать любимой машиной. Объемные, максимально реалистичные предметы, которые можно «вписать» в интерьер или примерить на себе — самое понятное для мозга решение.

Более того, мобильные приложения уже стали обыденностью, они помогают вызвать такси или найти себе пару. Когда же Стив Джобс впервые рассказывал миру о мобильных приложениях, его воспринимали скептически. Потом бизнесы ухватились за идею с энтузиазмом, и сейчас трудно представить компанию, у которой нет мобильного приложения для автоматизации сервисов, продаж и коммуникации с клиентами.

Приложения виртуальной и дополненной реальности — те же мобильные приложения. Но они дают и клиентам и компаниям еще больше.

Преимущества AR/VR-приложений для компаний

Сегодня AR/VR для брендов — это wow-эффект, который обходится не слишком дорого. Это бесспорное конкурентное преимущество, основанное на восприятии бренда как инновационного, технологичного, и футуристичного. Как результат, это способ взаимодействия с более молодой целевой аудиторией: поколениями X и Z, используя их язык. Бренды, которые применяют приложения дополненной и виртуальной реальности сегодня получают фору в 3-5 лет, так как скоро это станет мейнстримом. И скорее всего, необходимостью.

Сравнение AR и VR рынков к 2020 году

AR/VR — оптимизация ресурсов. Весь ассортимент продуктов в полном размере помещается в одном мобильном приложении. Весь модельный ряд автомобилей во всех возможных комплектациях доступен каждому пользователю на планете.

Для покупателя

Для покупателя AR/VR — максимальный комфорт и, как бонус, эмоциональное вовлечение. В мире консьюмеризма с бесконечным выбором товаров и услуг, покупатели все больше ищут эмоций и увлекательного опыта от взаимодействия с брендами. Это эра experiential economy. Приложения дополненной и виртуальной реальности дают пользователям эмоции, радуют их и удивляют, позволяя напрямую взаимодействовать с товарами.

Про комфорт и объяснять не стоит — это возможность увидеть, как именно будет выглядит твое авто с другими сиденьями, как именно новый телевизор впишется в интерьер твоей комнаты. Это решение проблемы большого количества возвратов товаров, купленных онлайн, тотального разочарования, потери времени, а для компаний продавцов — убытков, исчисляемых десятками миллионов ежегодно.

Кейсы

Виртуальные автосалоны

Чтобы выбрать машину, нужно провести несколько часов в компании навязчивого дилера. За это время вы услышите множество историй и просмотрите 5-6 автомобилей. Если нужной модели нет в наличии, нужно ехать в другой салон. У потенциальных клиентов сегодня небольшой выбор: либо согласится на 2D-опцию «кастомизируй свое авто» в онлайн-режиме, либо включать фантазию и, например, представить машину в другом цвете с другими сиденьями и с аксессуарами.

Альтернатива — виртуальный автосалон. В него можно войти откуда угодно: из своей квартиры, из кафе, из номера отеля. Виртуальный салон работает 24/7, там собран весь модельный ряд авто, и нет надоедливых консультантов.

Cadillac открыл такой виртуальный салон. В нем можно экспериментировать с моделями, цветами, текстурами и аксессуарами.

Виртуальные тест-драйвы тоже больше не новинка. BMW предлагает прокатится с супер-моделью в своем 360-видео. Lexus создает психоделические миры для путешествий. А Volvo привлекает более молодую аудиторию, делая ставку на очки дополненной реальности.

Виртуальные магазины

Amazon уже добавил просмотр товаров в дополненной реальности в мобильном клиенте. Можно увидеть реалистичную 3D-модель перед покупкой. Хотите посмотреть, впишется ли диван в вашу спальню или вам интересно, как новая bluetooth-колонка будет смотреться на новеньком столе? AR view от Amazon — надежный способ избежать разочарования.

Shopify, один из крупнейших маркетплейсов для онлайн-торговли, пообещал что дополненная реальность будет доступна для 600 000 продавцов в скором будущем. Компания понимает, что если не предложить эту опцию сегодня, завтра уже может быть поздно.

Alibaba, монополист азиатского e-commerce, представил платформу для виртуального шоппинга, открыв 60 виртуальных магазинов во время праздника. Alibaba регулярно экспериментирует на этом поле: добавляет AR-фишки во время промокампаний, заводит партнерство со Starbucks.

Крупные мировые ритейлеры тоже поняли, что выбор невелик: «go v-commerce or go home». Во-первых, VR и AR позволяют сэкономить на возврате продукции, аренде помещений и заработной плате. Но это не главное. Во-вторых, для гигантов вроде IKEA, L’Oreal или Pepsi это возможность подарить пользователям уникальный опыт взаимодействия с продуктом.

L’Oreal

Приложения дополненной реальности от L’Oreal MakeUpGenius позволяет женщинам примерять на себя все оттенки помад, подводок и теней не выходя из дома. И купить их в один клик.

IKEA

IKEA пошла дальше. Клиенты могут попробовать себя в дизайне интерьера: расставить мебель в квартире, поэкспериментировать с цветами, текстурами и моделями, выстроить идеальную композицию. Дошло до того, что пользователи скачивали приложение, чтобы сфотографироваться с диванами, которые они размещали на улице.

V-commerce в Украине: Алло

В Украине пока лишь «Алло» шагнули в мир v-commerce, открыв виртуальный магазин электроники. Ранее компания столкнулась с проблемой. Уместить все крупногабаритные товары в магазинах — сложно. Но и ограничивать покупателей возможностью «посмотреть товар на сайте» — не лучшее решение.

В результате появилось AR приложение Allo Virtual Shop. В нем можно поставить холодильник в полный размер на своей кухне, оценить, впишется ли он в дизайн интерьера, даже открыть его и заглянуть внутрь.

Что дальше?

Не исключено, что в недалеком будущем мы будем передвигаться по улицам в AR-очках. Они будут выводить на экран информацию о людях и товарах в удобном виде: с помощью схем, графиков, видео.

Вы придете на конференцию и будете видеть профайлы всех сидящих в аудитории в реальном времени. Проснувшись утром, сможете, не вставая с кровати, выбрать вазу в подарок маме, живущей на другом конце света. Посмотреть на эту вазу со всех углов, «поставить» ее на стол гостиной. Со временем очки заменят незаметные линзы.

Еще дальше — projected AR. Это технология, позволяющая выводить цифровую информацию на физические поверхности без применения девайсов. Только камера и проектор. Цифровая информация станет частью реального мира слишком скоро, чтобы это игнорировать.

Автор: Дарья Федько, СEO студии виртуальной и дополненной реальности WeAR Studio