Текст проекта «О внесении изменений в Закон Украины «О почтовой связи» опубликован на сайте Министерства инфраструктуры Украины 26 октября. В нем предлагается закрепить эксклюзивное право на предоставление универсальных почтовых услуг за Национальным почтовым оператором в Украине, то есть “Укрпочтой”. В перечень этих услуг входят наиболее популярные: письма, посылки до 10 кг и бандероли.

Также за регулятором, которым на сегодня выступает НКРСИ, закрепляется право устанавливать тарифы на эти услуги для всех, кто их оказывает. Что означает, что такие игроки, как “Нова пошта”, “Мист-Экспресс”, “Автолюкс” и другие потеряют право самостоятельно определять свои цены.

В Мининфраструктуры данный проект обосновывают тем, что законодательство в сфере почтовой связи в Украине на сегодня недостаточно урегулировано, что не отвечает требованиям Евросоюза. Государство не может гарантировать гражданам надлежащее качество услуг по справедливым ценам и на территории всей страны – то есть даже в самом малонаселенном селе.

“Законом Украины «О почтовой связи» нечетко урегулирован порядок предоставления универсальных услуг почтовой связи… То есть сложилась ситуация, при которой национальный оператор почтовой связи по тарифу предоставляет услуги из перечня универсальных на всей территории государства в соответствии с требованиями, установленными государством. Другие же операторы почтовой связи предоставляют услуги из перечня универсальных на самостоятельно определенной территории, по самостоятельно определенным тарифам и самостоятельно определенным правилам”, – говорится в объяснительной записке у проекту.

В “Укрпошта” такое регулирование считают справедливым – это позволит ей более эффективно конкурировать с коммерческими игроками. В “Нова пошта” выступают резко против: по мнению компании, это не только убьет конкуренцию на рынке почтовых услуг, но приведет к коллапсу на рынке электронной коммерции и негативно скажется на конечных потребителях. 

Позиция “Нова пошта”

Эти изменения существенно повлияют на развитие и участников рынков экспресс-доставки и электронной коммерции.

По сути у “Укрпочты” появится монополия на доставки львиной доли e-commerce и документов, которыми обмениваются компании. Отнесение в законопроекте отправлений весом до 2 кг, посылок весом до 10 кг, регистрируемых и с объявленной стоимостью почтовых отправлений (то есть все наиболее выгодные услуги) к числу универсальных и оказываемых исключительно назначенным оператором услуг по пересылке – позволяет обеспечить Национальному оператору эту монополию. 

Предоставлять универсальные услуги сможет только оператор или несколько операторов почтовой связи, которых назначит Министерство инфраструктуры, а цены на услуги будут сформированы НКРСИ. Но как будут выбирать, кто из компаний, предоставляющих логистические услуги, станет назначенным оператором и что будет, если операторов будет несколько, – в законопроекте об этом не сказано. 

Рынок электронной коммерции понесет огромные убытки. Если другим логистическим компаниям останутся только посылки без объявленной стоимости весом более 10 кг, то они не будут иметь шансов выдержать конкуренцию с национальным монополистом. Например, у НП посылок до 10 кг больше половины, а “Мист Экспресс” вообще специализируется на адресной доставке небольших отправлений. Содержать штат сотрудников, автопарк и разветвленную систему отделений будет просто невыгодно.

Это значит, что, по сути, некому будет доставлять весь тот объем отправлений, который ранее обслуживали частные операторы. E-commerce просто не с кем будет работать. 

Какие последствия могут быть для потребителей? Клиенты получат услуги низкого качества по высокой цене. В случае, если будет кому эти услуги оказывать.

Позиция “Укрпошта”

Проект закона не монополизируется в пользу “Укрпочты” – посылки до 10 кг сможет доставлять не только “Укрпошта”.

Законопроект предоставляет возможность любым операторам рынка почтово-логистических услуг стать национальным оператором и предоставлять универсальные услуги по пересылке почтовых отправлений весом до 2 кг, посылок весом до 10 кг, секограмм весом до 7 кг, регистрируемых и с объявленной ценностью почтовых отправлений.

Национальный регулятор будет осуществлять государственное регулирование и установление предельных цен (тарифов) для операторов рынка почтово-логистических услуг, которые станут национальными операторами (в том числе и “Укрпочты”) и предоставлять универсальные услуги. Однако, операторы рынка могут предоставлять услугу по пересылке посылок весом до 10 кг как не универсальную, на которую не распространяется действие ст.16 законопроекта. Например, как “Укрпошта” предоставляет услугу «Укрпочта Экспресс», распространяемая и на посылки до 10 кг.

Законопроект направлен на защиту прав потребителей и не повлияет на рынок электронной коммерции. Он должен соответствовать нормам честной конкуренции и способствовать нормальному развитию рынка почтово-логистических услуг.

Однако в документе есть норма о проведении плановых и внеплановых проверок и наложения штрафов в случае невыполнения требований регулятора, что может усилить его влияние на операторов рынка.

Кроме того, расширен перечень универсальных услуг, который приведет к значительной финансовой нагрузке на назначенного оператора почтовой связи, поскольку тарифы на эти услуги регулируются НКРСИ и носят социальный характер. В этом законопроекте предусмотрена норма о компенсации, если универсальные услуги будут определены убыточными. Подобная норма предусмотрена и в действующем законе, однако она никогда не работала – назначенный почтовый оператор не получал господдержку.

“Укрпошта” не была разработчиком проекта и сейчас собирает свои предложения в законопроект и отправит в Министерство инфраструктуры Украины.

Комментарий Игоря Смелянского, гендиректора “Укрпошта”

Есть регулятор рынка почтовых отправлений – НКРЗИ. Но по факту он регулирует и регулировал все эти годы только одну компанию – “Укрпочту”. Она подчинялась закону о почтовой связи, сохранности материальных ценностей и т.д.

Что такое универсальные почтовые услуги – это письма, посылки до 10 кг и бандероли, на которые НКРЗИ устанавливает тарифы, опять же – только “Укрпочте”, и только у нас есть обязательство доставлять их по всей стране – выгодно или не выгодно это в каком-то селе.

Считается, что универсальные услуги, а именно гарантия низких цен на регулируемые письма и посылки защищает наиболее незащищенные слои населения. Регулируются ли другие компании этими тарифами? Нет. На сегодня никто, кроме нас, под тарифы не попадает – все ставят, как хотят.

Плюс мы, как Национальный почтовый оператор, еще и регулируемся актами Всемирного почтового союза со всеми его ограничениями. Частные операторы почему-то скромно молчат, что мы не имеем право работать с AliExpress и другими частными почтовыми операторами, а они имеют. Что мы несём дополнительные затраты по разного рода оборудованию для защиты страны от опасных пересылок и т.д.

И если в других странах действительно работает монополия национального почтового оператора на такие услуги (чтобы частично покрыть убытки от их предоставления), то у нас нет. У нас можно назвать письмо или конверт экспресс-отправлением и спокойно их давать, как посылки, бандероли и т.д.

Напомним, 25 октября “Нова пошта” повысила тарифы на ряд услуг. Этот шаг объяснили инфляцией и ростом цен на топливо.