Эквити-краудфандинг – это фактически Kickstarter, но вместо продажи продукта инвесторы покупают акции. Если с обычным краудфандингом все более менее понятно, и существует много публикаций о том, что лучше Kickstarter или Indiegogo, то привлечение инвестиций на крауде не на столь распространено в нашей географии (исключением является привлечение через ICO). Я хочу рассказать о 6 основных моментах, которые нужно знать, если решились на данный способ привлечения средств и чем все концептуально отличаются платформы. Также стоит сразу оговорить, что мы выбрали запускаться на Syndicate Room и в дальнейшем я аргументирую наш выбор.
Тип размещения. Предприниматель/Инвестор
Предпринимательские платформы – это платформы, на которых условия устанавливает сам предприниматель. Инвесторские – где условия, цены на акцию и основные коммуникации ведет лид-инвестор. Так скажем CrowdCube и Seedrs – предпринимательские, Syndicate Room – инвесторская.
У нас уже был лид-инвестор – K&T Capital. С ними были оговорены условия сделки и с этими условиями мы и пришли на платформу. Соответственно весь раунд будет структурирован под условия, о которых мы договорились с К&T Capital. Недавно AIN.UA опубликовал материал о том, что K&T Capital привлекли $20 млн фонд для инвестирования в Украину и страны бывшего СНГ.
Процесс Due diligence
Due diligence – это подробная проверка компании потенциальным инвестором с целью оценки этой компании как возможности для инвестиций. Это чрезвычайно важная часть инвестиционного процесса. Однако из-за финансовых правил ни одна из платформ не делится результатами с инвесторами. Но скажем, только 4% компаний проходят Due diligence на Syndicate Room.
Pre-emption rights
Один из важных моментов в венчурном инвестировании – Pre-emption rights, преимущественное право покупки акций. Это право означает, что инвесторы имеют преимущественное право выкупа акций в момент их выпуска.
Если вы видели фильм «Социальная сеть», то могли задаться вопросом, как Цукурбергу удалось размыть долю Эдуарда Северина с 30% до 0,5%. А происходило это по следующему сценарию.
Допустим компания выпустила 100 акций и вы как инвестор купили одну акцию. Это означает, что у вас есть 1% компании. Теперь давайте представим что вам повезло, и вы вложились в следующий фейсбук и завтра компания будет продана за 100 млн фунтов. Довольно быстро в уме вы проводите вычисления и понимаете, что завтра получите 1млн фунтов! Прекрасно, думаете вы, и ваше воображение рисует новый дом или «феррари». Вот только вы этого не сделаете, так как за день до этого, в полностью легальном процессе, основатели выпустили 1 000 000 000 акций и выкупил их за 1 фунт. Если у вас не было преимущественного права на покупку, вы не смогли купить ни одну из этих акций и ваша доля размылась с 1% до 0,0000001% и получите вы всего 0,10 фунтов за свою долю.
Поэтому ни один ангел или фонд не проинвестирует в компанию, если у в документах у него не прописаны Pre-emption rights.
Факты: все платформы сейчас предлагают привилегии и права голоса своим инвесторам. Однако, например, в 2014 году Crowdcube предлагал это право на платной основе. Подробнее об этом читайте в замечательной статье «Хроники инвесторов».
Прямое владение акциями или номинальное
Есть две точки зрения по этому вопросу:
- С точки зрения инвесторов, имея «посредника» и управляя акциями совместно, вы можете лучше защититься от недобросовествных предпринимателей (маленькая вероятность), подавая в случае чего коллективный иск. Или будущих институциональных инвесторов, или венчурных капиталистов (гораздо более вероятно). Однако многие инвесторы предпочитают напрямую владеть собственными акциями и участвовать в соглашении акционеров..
- С точки зрения компаний, номинальная структура делает управление акционерами менее громоздким, существенно увеличивая гибкость компании и быстроту принятия решений.
Большинство эквити-краудфандинговых платформ предоставляют номинальную структуру при инвестировании через их платформу и прямую структуру при инвестировании напрямую в компанию.
Разрешено ли FCA (Financial Conduct Authority)?
Регулятор движения средств (FCA) строго контролирует то, как внутренние денежные потоки распределяются внутри страны. Если платформа не авторизована FCA, вы не можете быть уверены, что ваши деньги обрабатываются правильно или что они безопасны во время транзакции. На данный момент все три платформы авторизированы FCA.
Поддержка платформы
Все, кто запускал обычные краудфандинговые кампании, знают, насколько успех самой кампании зависит от команды платформы. Так, если после размещения кампании на платформе, она вызывает интерес у инвесторов, то платформа может опубликовать о ней сообщения на своих страницах в социальных сетях а также включить в email-рассылку. Это более-менее похоже у всех платформ, но Sydicate Room недавно запустил фонд, который называется Fund Twenty8, и если инвесторы активно инвестируют в кампанию на платформе, то проприетарный алгоритм платформы автоматически доинвестирует, таким образом разделяя риски вместе с инвесторами вплоть до суммы в 100 000 фунтов.
Итоги:
Почему же мы выбрали Syndicate Room, а не какую-то другую платформу?
- У нас уже были договоренности с инвесторами и платформа позволяет приходить со своими документами.
- Платформа тщательно выбирает стартапы, таким образом заботясь о качестве. Одновременно на Syndicate Room могут быть до 7 стартапов, в то время как на других платформах может быть более 30 стартапов.
- У нас сразу сложились хорошие отношения с командой платформы. Они работают быстро и эффективно.
- Платформа доинвестирует при наличии интереса у инвесторов.
Для нас эти показатели оказались более важными, чем, скажем, суммарно привлеченные через платформу средства старатапами. Так, скажем, через Seedrs за 2017 года было инвестировано больше средств в стартапы. Но, на наш взгляд, это обусловлено сложным дьюдилиджинсом, которые должны проходить компании на Syndicate Room.
Автор: Иван Пасечник, руководитель Ecoisme