Вчера во время встречи с представителями украинского и иностранного бизнеса Петр Порошенко подписал Закон №8490, более известный как “Маски-шоу стоп – 2”. Данный закон призван сделать невозможным давление на бизнес со стороны следственных органов, а также обеспечить наказание за преувеличение служебными полномочиями. Об этом сообщается на сайте президента.
«Говоря простым языком, за неправомерное преследование бизнеса виновные с сегодняшнего дня будут нести персональную ответственность, в том числе и материальную», – сказал Порошенко.
Полное название закона звучит так: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию обеспечения соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования». Однако в правительстве его окрестили “Маски-шоу стоп – 2”. Закон был зарегистрирован в Раде летом 2018 года по инициативе Кабмина и принят 18 сентября.
Закон дает возможность предпринимателю или гражданину обратиться к следственному судье с ходатайством о закрытии дела, если истекли сроки, установленные для проведения досудебного расследования (более одного года или 18 месяцев), а также требовать возмещения ущерба персонально со следователя и прокурора, которые допустили нарушения во время следственных действий.
Впрочем, есть мнение, что закон не настолько “победный”, как это подается в правительстве. Так, по словам юриста Юрия Радзиевского, у потерпевшей стороны всегда было и остается право подать в рамках уголовного производства против конкретного “вредителя” гражданский иск – поэтому нельзя говорить о радикальных изменениях в лучшую сторону.
Еще один важный момент касается третьих лиц, которые проходят по делу, но обвинения или подозрения им не предъявлены. Если в рамка досудебного производства следователь арестовывает имущество таких компаний “с целью обеспечения вещественных доказательств”, закон позволяет им инициировать закрытие уголовного дела, если сроки досудебного следствия просрочены. Ранее такие сроки установлены не были и аресты имущества могли длиться годами, поэтому новшество позитивное.
Вместе с тем, возможность арестовывать имущество третьих лиц была добавлена только в 2015 году – с тех пор такие аресты стали обычным делом с потенциалом для давления на бизнес.
“Инициатива 2015 года радикально увеличила количество злоупотреблений со стороны правоохранителей. Однако вместо того, чтобы запретить арестовывать имущество “третьих лиц”, то есть решить проблему в принципе, таким лицам просто немного подсластили пилюлю, частично устранив следствие проблемы”, – отмечает юрист.
Напомним, сразу несколько участников рынка почтовой логистики подтвердили AIN.UA, что в Комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики обсуждают скандальный проект, более известный как “22 евро”.