Интернет очень хочет, чтобы вы вставали с постели раньше. Куда ни глянь – везде статьи о том, как подъемы ни свет ни заря сделали чью-то жизнь продуктивнее, удачливее и счастливее.

Виральным стал распорядок дня актера Марка Уолберга, который встает в 2:30 ночи, чтобы сходить в спортзал, и это помогает ему сфокусироваться на… чего там Марк Уолберг пытается достичь? Еще один дурацкий пример – топ-менеджер HSBC, которая просыпается в 5:30 утра, чтобы помедитировать, выпить зеленого сока и поговорить с друзьями и родственниками по FaceTime (к счастью, они живут в других часовых поясах).

The New York Times опросил 300 успешных людей и определил, что среднее время подъема для бизнес-лидера или олимпийского спортсмена – 6:27 утра. Но вишенкой на торте можно смело назвать добрый (и немного нахальный) совет редактора The Cut Эдит Циммерман каждому, кто хочет найти свое место в жизни: просто нужно вставать в 4 или 5 утра.

“Когда почти 10 лет назад я помогала запускать сайт, я ничего не знала о том, как это делать, но я знала, что как минимум могу вставать в несусветную рань”.

Однако культ ранних подъемов не учитывает один очень важный нюанс: у всего есть своя цена. первое и самое главное – если вы встаете так рано, то вам необходимо и ложиться тоже рано, иначе вы будете очень уставать и страдать от недосыпа.

Если вы рано ложитесь, значит, вы лишаете себя многих нерабочих активностей, таких как занятия спортом, домашние хлопоты, приготовление интересных блюд, вечерние посиделки с друзьями за бокальчиком пива или вина, пары часов свободного времени после того, как уложите детей спать, на чтение книг или просмотр одного из 17 сериалов на Netflix, о которых все говорят.

Нет, правда, бестолковый совет, если только вы не преследуете цель перейти на аскетический образ жизни типичного завсегдатая Кремниевой долины, избегающего друзей, удовольствий, домашней готовки и прочего “непродуктивного времяпрепровождения”.

Понятно, что основным мотивом ранних подъемов всегда было и остается желание высвободить больше времени в течение дня на работу. Поскольку требования работодателей выходят далеко за рамки возможностей восьмичасового рабочего дня, адвокаты ранних подъемов рекомендуют не урезать работу, а находить возможности выкраивать на нее больше времени. Поэтому ранние подъемы на самом деле хороши не для вас – они хороши для капитализма.

Как писал Николас Лезард в своем обзоре на книгу Джонатана Крэйри “24/7: Поздний капитализм и сну конец”,

“Сегодня мы жаждем пособников в нашей собственной бессоннице… что касается позднего капитализма, мы ничто большее, чем просто одноразовые детали, обеспечивающие работу экономик”.

Конечно, у всех нас есть знакомые, для которых ранние подъемы абсолютно естественны. Не потому, что это необходимо для их карьеры – им так больше нравится. К слову, родители маленьких детей рано встают, потому что у них просто нет выбора, но никто почему-то не идеализирует это как вселенский лайфхак.

Возможно, утверждение о том, что ясноглазые и юркие жаворонки на самом деле работают эффективнее, потому что их реже отвлекают, правдиво. И мы за них рады. Но для многих подъем чуть позже восхода солнца – это уже борьба, и было бы лицемерно предполагать, что в 24-часовых сутках есть волшебные часы, которые могли бы решить все наши проблемы, будь мы хоть чуточку самоотверженнее. А за ранние подъемы обязательно придется чем-то жертвовать.

На самом деле лучший лайфхак – хорошо высыпаться. Так, чтобы будильник вам был не нужен. Конечно, такой совет звучит скучно и вряд ли им можно кого-то впечатлить. Но правда в том, что далеко не каждому обязательно быть трудоголиками, которые рассылают электронные письма в 5:14 утра. Для некоторых лучше просто быть отдохнувшим и наконец найти время посмотреть “Убивая Еву”.