Основные новации проекта – это: 

  • ответственность за клевету вплоть до ограничения свободы на 2 года, в случае, если информация распространяется «путем публичной демонстрации в произведениях, средствах массовой информации или в сети интернет» – до 5 лет ограничения свободы. 
  • лишение свободы на срок до 3 лет, если в клевете речь идет об особо тяжких преступлениях. 

Комментарий Виты Володовской, юриста общественной организации «Лабораторія цифрової безпеки», которая в том числе анализирует ситуацию со свободой слова в украинском интернете. Редакция уточнила у юриста, в частности, будет ли идти речь об ответственности за лайки и комментарии в социальных сетях: 

«На сегодня за распространение недостоверной информации, которая может навредить репутации лица, предусмотрена только гражданская ответственность. То есть, если кто-то считает, что публикация посягает на его репутацию – он может самостоятельно требовать в суде ее опровержения, права на ответ и/или компенсацию морального ущерба. Исключением является распространение недостоверной информации в целях недобросовестной конкуренции, за это предусмотрена административная ответственность (ст 164-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Уголовная ответственность за клевету существовала в Украине до 2001 года, поскольку до этого времени действовал еще советский Уголовный кодекс 1960 года. Декриминализация клеветы была одним из обязательств Украины при вступлении в Совет Европы. 

Об ответственности за лайки пока речи не идет (поскольку имеется в виду именно распространение), но за комментарии – вполне возможно. Если лицо посчитает, что пост на Facebook или комментарий под ним распространяют о нем недостоверную информацию, оно может инициировать уголовное производство. 

Более того, если информация будет содержать обвинение в тяжком или особо тяжком преступлении, речь уже не об ограничении, а о лишении свободы на срок до 3 лет. Например, если журналисты распространят информацию о возможных связях чиновника из Минобороны или СБУ с РФ – это может расцениваться как обвинение в государственной измене. 

Опасность возвращения клеветы в Уголовный кодекс состоит в том, что даже угроза быть привлеченным к ответственности может быть существенным ограничительным фактором для журналистов и медиа, ведь за любое расследование о злоупотреблениях или коррупции против них уже могут инициировать уголовное производство. Это ведет к самоцензуре, тем более, с уровнем доверия к украинским судам… Именно поэтому Совет Европы, ОБСЕ и другие международные организации решительно осуждают любые попытки вернуть клевету в Уголовный кодекс».