Внедрение сетей четвертого поколения — крупное событие не только местного масштаба. Швейцарская бизнес-школа IMD в рейтинге цифровой конкурентоспособности поставила Украину на восьмое место в мире по объему инвестиций в телеком-индустрию за 2018 год. Гигантские вложения не возникли на пустом месте — им предшествовало запутанное соперничество на стыке государственных и частных интересов.

Откуда взялся 4G в Украине — и во сколько это обошлось

Отправная точка истории — указ Петра Порошенко от 23 июля 2015 года, в котором президент поручал национальному телеком-регулятору (НКРСИ) разработать план внедрения 4G. Тогда в Украине едва начала работу 3G-сеть.

Основная сложность, как и ранее, состояла в конверсии или переделе частот. Помимо военных, подходящими сегментами спектра также распоряжались текущие операторы и представители аналогового телевидения. Радиочастотный ресурс был изрезан разными собственниками. Но для стабильного покрытия мобильщикам требовались сплошные полосы — от 10 МГц. Нужно было сдать частоты в «общий котел» ради запуска новой технологии.

Для «большой тройки» украинского телекома («Киевстар», lifecell, Vodafone) это значило капитальные инвестиции. Дело в том, что в Украине не работает принцип технологической нейтральности, по которому операторы могли бы самостоятельно распоряжаться имеющимися в наличии частотами. Законопроект, вводящий технологическую нейтральность, так и не дошел до голосования в Верховной Раде. Поэтому простого передела частот было недостаточно. Чтобы запускать на них новый стандарт связи, требовались лицензии. Их получение проходило в ходе специального аукциона.

Как украинские операторы шли к 4G и сколько за него заплатят

Рассказываем, как Украина шла к новому поколению связи 4G, сколько на этом заработает государство и когда ждать заветного улучшения.

Внедрение 4G началось со вспомогательных частот — 2600 МГц. В этом диапазоне вышки имеют втрое меньший радиус действия и чаще используются в районах с плотной городской застройкой. Сразу начать с оптимального диапазона 1800 МГц не позволяли правовые ограничения. Также, как жаловались представители операторов в анонимных комментариях «Экономической правде», по неким причинам «получить лицензию на диапазон 1 800 МГц без 2 600 МГц не получится».

Конверсия в диапазоне 2600 МГц сопровождалась финансовым скандалом. Часть своих частот, участок в 80 МГц, согласилась вернуть в государственное пользование компания Рината Ахметова «ММДС-Украина». Лицензия на нужные частоты фирма получила без тендера, еще в 2010 году. К началу 2018 года «ММДС-Украина» отдала за их использование всего 3,4 млн грн. В обмен на добровольную конверсию, компания претендовала на компенсацию — вплоть до 25% от платы за выдачу лицензий в диапазоне 2600 МГц. Сумма отчислений определилась в ходе соответствующего аукциона, который прошел в январе 2018 года.

В общей сложности Киевстар, «Vodafone Украина» и lifecell тогда заплатили 2,45 млрд грн. На счета «ММДС-Украина», по неофициальной информации, дополнительно поступили 500 млн грн.

Представители всех трех операторов и чиновники после проведения 2600 МГц-аукциона

На техническое переоборудование и подготовку ушли еще несколько месяцев. Дебют 4G в Украине состоялся в апреле 2018 года. Ввиду специфики сети, все три оператора провели ограниченный запуск: LTE заработал в областных центрах, на курортах и пунктах пересечения границ.

Аукцион за лицензии на пользование частотами в диапазоне 1800 МГц прошел незадолго до этого запуска, в марте. Ставки были уже совершенно другими — суммарно операторы выложили более 5,4 млрд. Больше всех тогда потратил «Киевстар», получив три лота за 2,837 млрд и наибольшее количество частот.

По результатам двух аукционов, операторы внесли в казну более 7,8 млрд грн. 

Что у нас с покрытием

Коммерческий запуск «коврового» 4G на частоте 1800 МГц прошел в начале июля. Благодаря техническим характеристикам спектра и наличию большего количества оборудования, это значительно увеличило зону покрытия. Формальные требования обязывают украинских мобильщиков в первый год после запуска 4G на частоте 1800 МГц обеспечить доступ к интернету не менее 90% населения каждого областного центра. К 2021 году аналогичный уровень проникновения должен быть в каждом городе с населением свыше 10 000.

Мы протестировали 4G в Киеве: первые впечатления

Скорость, с которой работает передача и прием данных, напрямую зависят от нагрузки на станцию и еще от ряда факторов, так что в реальных условиях цифры, которые мы приводим, могут сильно отличаться.

Судя по открытой карте мобильного покрытия, эти задачи украинские операторы успешно выполняют. Совокупно в стране действуют около 10 000 базовых станций с поддержкой 4G. О том, сколько процентов населения имеют доступ к высокосортному мобильному интернету, информация разнится.

По общему согласию мобильщиков, это от 40% до 55% украинцев. Однако счет пользователей 4G пока идет на миллионы, а не десятки миллионов. Как рассказали в «Vodafone Украина», 4G-сетью воспользовались около 3 млн их клиентов. Аналогичный показатель у «Киевстар» — 2 млн. У lifecell таких пользователей — около 1,2 млн.

О главной особенности 4G-сетей, скорости мобильного интернета, операторы готовы говорить в разных формулировках. Так, в «Vodafone Украина» отмечают, что скорости выше 1 Мбит/сек неразличимы для человеческого восприятия:

Важна не скорость сама по себе, а наличие стабильного сервиса. Средняя скорость, которую мы обеспечиваем в нашей сети, позволяет комфортно пользоваться любыми популярными сервисами – от просмотра онлайн-видео, онлайн-трансляций до онлайн-игр и загрузки тяжелого контента, например, фото 360.

Мы не гонимся за тем, чтобы декларировать максимальную скорость.

Президент «Киевстар» Александр Комаров говорит о производительности сети иначе, опираясь на данные теста компании Ookla:

Средняя скорость загрузки в проводимых тестах в сети «Киевстар» была 20,14 Мбит/c, а передачи данных – 9,54 Мбит/c. Это данные за 2 и 3 квартал 2018 годах учитывается скорость не только 4G, но и 3G. Мы надеемся, что в следующем квартале, если такие замеры будут проводиться, «Киевстар» сможет показать еще больший результат.

В lifecell отмечают, что скорость передачи данных — чрезвычайно вариативный показатель. Он зависит от множества факторов:

В первую очередь, от самого мобильного телефона и его так называемой LTE-категории. Также на показатели скорости сильно влияют такие факторы, как доступный частотный ресурс, радиоусловия, количество активных абонентов в соте, а также технологии, активированные в сети (MIMO, CA, 256QAM и пр.). С одной стороны, мы можем говорить о достигнутом показателе максимальной скорости 4,5G в нашей сети – 300 Мбит/с. Среднестатистические показатели, конечно, в разы ниже.

Это полезно

  • В чем разница между 4G и LTE? И что будет в Украине?
  • 7 нюансов работы телефонов в 4G-сетях, о которых стоит знать
  • Будет ли на моем смартфоне работать 4G? Объясняем в карточках

Что и почему изменилось в тарифах

Весь год операторы шли к повышению среднего чека. Рост ARPU требовался, чтобы отбить капитальные инвестиции, объем которых за последние годы исчисляется десятками миллиардов гривен. Например, по словам представителей «Vodafone Украина», на 3G и 4G компания уже потратила более 20 млрд.

В «Киевстар» воздерживаются от точных оценок:

Сложно выбрать точку отсчета. Например, «Киевстар» начал готовить свою сеть к 4G еще в 2015-2016 году, когда мы пришли к необходимости модернизировать базовые станции в перспективе «мультистандартности», т.е. возможности поддерживать на нашем оборудовании все стандарты мобильной связи, чтобы не строить сеть с нуля всякий раз, как появится новая технология. По сути, все наши капитальные затраты так или иначе идут на развитие сети и новых технологий.

В lifecell говорят, что за 2018 год инвестировали в развертывание сети сумму, сравнимую со стоимостью лицензий на 4G-частоты. За них оператор совокупно отдал около 1,7 млрд грн.

С массовым запуском 4G, все крупные операторы обновили тарифные сетки, а также методику тарификации.

В «Киевстар», «Vodafone Украина» и lifecell сократили срок действия ряда тарифов до 4 недель. Это позволяет списывать абонентскую плату не 12, а 13 раз в год. На ситуацию даже обратили внимание в Антимонопольном комитете Украины, где на мобильщиков открыли дело за нарушение нормативных ограничений. Пока что расследование регулятора не обернулось какими-то результатами.

Все операторы по-разному подошли к вопросу безлимитных тарифов и шейпинга (принудительного ограничения скорости). «Vodafone Украина» сразу заявили о борьбе с чрезмерным потреблением трафика — оператор установил лимит на уровне 3 ГБ/день. После его исчерпания, скорость падала до 0,8 Мбит/с. В компании объясняют:

Для нас важны не цифры в рекламе, а реальный пользовательский опыт. Поэтому мы даже ограничиваем скорость для любителей торрент-сетей и пиратского контента, чтобы их активность не мешала остальным абонентам пользоваться 4G-интернетом, за который они заплатили. Шейпинг трафика может влиять на среднестатистический показатель скорости при спидтестах, зато обеспечивает постоянную доступность скоростного мобильного интернета для всех наших клиентов.

В lifecell отказались от подобной практики, но не предлагали полностью безлимитных тарифов — объем трафика в каждом из предложений был ограничен. Зато оператор сделал конструктор тарифов. Он позволяет самостоятельно регулировать приоритетные категории: объем данных, количество SMS и минут. Также у lifecell есть тарифный план «Лайфхак», в котором объем использованных гигабайтов переносится на следующий месяц.

В «Киевстар» накануне запуска собственной 4G-сети анонсировали политику справедливого пользования по условиям «6 ГБ и 1,8 МБит/сек», а в октябре ужесточили ее до «3 ГБ и 0,8 Мбит/сек». Зато оператор подключил неограниченное потребление трафика для тарифов, используемых в домашних 4G-роутерах. Президент «Киевстар» говорит:

Мы считаем несправедливым, когда чей-то смартфон функционирует как «интернет кафе», где берет трафик много абонентов, в то время, когда другим абонентам, находящимся в районе той же базовой станции, надо просто посмотреть видео, или что-то почитать в интернете. Справляться с нагрузками нам помогают наши аналитические системы, которые анализируют, где сосредотачивается трафик, насколько емкости сети позволяют беспрепятственно его обслуживать.

Сами тарифы не изменились в первый же день, когда переключили LTE-рубильник. «Vodafone Украина» выкатил обновленную линейку планов SuperNet в июле — со стартовой абонплатой от 65 грн. «Киевстар» представил новые тарифы с акцентом на безлимитные сервисы в октябре со стоимостью от 75 до 225 грн за 4 недели. Последним на повышение цен пошел lifecell, подняв абонплату в тарифах линеек «Лайфхак» и «Хайп» в начале декабря. Планы подорожали на 25-75 грн. Это объяснили возросшими инвестиционными расходами.

При этом, все операторы говорят об увеличении спроса на услуги — привыкнув в 4G, пользователи начинают потреблять все больше «тяжелого» контента. Например, lifecell регистрирует, что по итогам первых 6 месяцев работы 4G, пользователи стали использовать на 87% больше трафика. В «Киевстар» отмечают, что объем потребляемого трафика с прошлого года вырос в три раза. Половина приходится на аудио и видеоконтент. 

Какие 4G-вызовы готовит 2019 год

Для операторов 2019 год может ознаменоваться покорением нового диапазона. НКРСИ уже готовит план по рефармингу спектра в частотах 800-900 МГц (4G-800 и 3G-900). В этом диапазоне немного частот и конкурс за продажу излишков проводить не планируют. Сейчас наибольшим запасом «ресурсов» в этом направлении обладает «Киевстар» — во владении оператора более половины доступного GSM-спектра. lifecell и «Vodafone Украина» существенно уступают.

Но по задумке НКРСИ, после рефарминга все игроки большой тройки получат полосы по 10 МГц, пригодную для 4G (у «Киевстар» хватит еще и на поддержку GSM). Также регулятор предлагает ввести в игру четвертого игрока — Интертелеком, которому предлагают получить 16 МГц. В обмен на это, CDMA-оператор должен отказаться от половины нынешних частот.

Предложение НКРС по конверсии частот. Фото: Liga.net

Правда, ввиду спорных условий, операторы могут и отказаться от рефарминга, дождавшись раздачи «цифрового дивиденда» — запасов радиочастотного ресурса, освободившихся после отключения аналогового ТВ. С учетом этих излишков, передел может пройти в ходе привычного уже аукциона. Ситуацию комментировал для Liga.net и глава НКРСИ Александр Животовский:

Речь идет об обмене частотами с другими операторами и перелицензировании в диапазоне 900 МГц. О тендере там говорить пока затруднительно, поскольку доступных частот очень мало (в несколько раз меньше, чем было в 1800 МГц) — а нужно еще учесть необходимые минимальные полосы для предоставления услуг абонентам во время проведения рефарминга. Может быть, после облетов мы сможем говорить еще и о 800-м и 700-м диапазонах. В диапазоне 700 МГц, на самом деле, ситуация гораздо проще. Там нет CDMA, аналогового телевидения тоже. По спецпользователям необходимо дополнительное исследование.

Сколько на этом, в перспективе, заработает государство — пока непонятно. Как показал аудит британской компании Analysys Manson, частоты в диапазоне 900 МГц будут самыми дорогими.

Дело в том, что базовые станции в этом диапазоне имеют наибольший радиус действия. Именно благодаря эффективному использованию спектра, в европейских странах добились настолько высокого качества покрытия. В Польше, например, комбинация из сетей 800 МГц + 1800 МГц + 2600 МГц обеспечивает 4G-интернетом до 94% населения. В Украине новые частоты откроют доступ к LTE населению в селах и небольших районных центрах.

Как рассказал Животовский, реалистичные сроки проведения тендеров за новые частоты — конец 2019-начало 2020 годов.

Правда, одними частотами проблему с покрытием и качеством связи в стране не решить, сетует президент «Киевстар» Александр Комаров:

Мы часто слышим, что за границей связь лучше, чем в Украине. Однако забываем, что за границей нет таких ограничений при установке базовых станций, которые имеют место в Украине. Например, «верхний» порог электромагнитного поля базовых станций во Франции узаконен на уровне 900 мкВт на кв. см, а в Украине это 10 мкВт на кв. см. То есть, в Украине, при установленных нормах ЭМИ, чтобы покрыть качественной мобильной связью территорию, аналогичную Франции, требуется в несколько раз больше базовых станций.

Кроме того, развитие 4G ставит перед операторами и другие вызовы. Так, в «Vodafone Украина» хотят повысить проникновение совместимого с 4G-оборудования и готовы инвестировать в смежные направления:

Vodafone активно работает в этом направлении: у нас есть специальные предложения с кэш-бэками, покупка 4G-телефона становится все более доступной.

Что касается точек роста, то это IoT, технологии и решения для SmartCity, аналитика больших данных, облачные сервисы, Mobile ID, финтех-сервисы.

Оператор отмечает, что широкое распространение 4G не отодвигает на задний план технологию предыдущего поколения, 3G:

4G не призвана заменить собой 3G. Это комплементарные технологии передачи данных, которые существуют параллельно и вместе обеспечивают необходимую емкость сети для скоростной передачи данных. 3G обеспечивает широкое национальное покрытие, а 4G строится прежде всего там, где есть высокая концентрация трафика и где 3G сеть не справляется с нагрузкой.

В lifecell говорят, что переведут внимание на смежные вопросы:

На сегодняшний день наиболее динамичная фаза развертывания сети 4G в стране уже позади. В ближайшие годы география сети будет только расширяться. Акцент сместится на развитие новых приложений, сервисов, а также диджитализации множества отраслей.

Оператор планирует развивать фирменные сервисы: мессенджер BiP, стриминг fizy, облачное хранилище lifebox и платежный сервис Paycell, а также ряд b2b-продуктов.

Почему о 5G пока говорить рано

Чего точно не стоит ждать от 2019-го, так это прихода 5G. К переходу на новое поколение мобильной связи не подготовлены ни рыночные, ни технологические условия. Операторы исчерпали ресурсы для масштабных инвестиций, а производители смартфонов и оборудования лишь начинают выпускать новые решения. Примечательно, что потенциальные бенефициары следующего телеком-скачка в Украине уже наметились.

Подходящими для 5G частотами в диапазоне 3,4-3,6 ГГц владеет компания «Украинские Новейшие Технологии», работающая под торговой маркой FreshTel. Лицензия у фирмы до 2021 года — с правом продления. О собственниках компании официальных данных нет, она оформлена на офшорный бизнес с Британских Виргинских Островов. Но юридический адрес УНТ совпадает с тем, что значится у «ММДС-Украина» — компании, получившей 500 млн в ходе передела 4G-частот.

Сейчас УНТ отдает за пользование радиочастотным ресурсом 248 000 грн/мес. В НКРСИ уже присматриваются к подозрительной компании — и не исключают сценария отмены лицензии по причине невыполнения требования. Дело в том, что у FreshTel нет абонентов и реального бизнеса по использованию радиочастотного ресурса. 

У более высоких частот 3,6-3,7 ГГц тоже есть собственник, небольшая компания «Аэро Телеком», которая платит за спектр 124 000 грн/мес и владеет лицензией до 2020 года. Фирмы связывают с экс-нардепом Давидом Жванией.

Но первые новости о реальном приходе 5G в Украину мы вряд ли услышим в ближайшее время. Хотя по прогнозу Ericsson, к 2024 году в сети 5G будет 1,5 млрд подключений, передачу большей части трафика все равно возьмут на себя LTE-сети. Поэтому после нескольких лет со скачками через поколения, телеком-индустрия Украины с 2019, вероятно, сможет перейти в гораздо более размеренный период.