С момента основания в 2006 году, Spotify следовала простой бизнес-модели. Компания брала музыку, принадлежащую исполнителям и лейблам, позволяя людям слушать ее бесплатно с рекламными вставками или без рекламы, но за ежемесячную подписку. Большая часть дохода перераспределялась между владельцами музыки, сервис забирал себе меньшую долю.
Как показывает пример Netflix и других контент-площадок, роль такого посредника не очень прибыльна и надежна. В случае Spotify, большой вес имели лейблы, которые могли заблокировать контент на платформе, после чего сервис будет обречен. Имея такой рычаг, они получали примерно 75% выручки. Пока что это оборачивается убыточностью сервиса.
Чтобы заработать, Spotify должна выпускать контент самостоятельно. Поэтому на днях компания объявила о покупке двух подкаст-фирм: продакшена Gimlet Media и сервиса для создания подкастов Anchor. По оценкам, одна лишь Gimlet обошлась в $200 млн. Компания делает популярные в США аудиошоу: Reply All, Homecoming, Startup и The Mystery Show. Это не первый заход Spotify на территорию подкастов. В прошлом году сервис выпустил оригинальное шоу от комедийно актрисы Эми Шумер и радиоведущего Гая Раца.
В экономической терминологии, новый шаг Spotify — переход к вертикальной интеграции. Это означает, что одна и та же компания владеет несколькими звеньями в цепочке поставок продаваемого продукта. Автомобильная компания, использующая много стали, может купить сталелитейный бизнес. Это может снизить риски и обезопасить поставки. Но здесь кроются и риски: если материнская компания не сможет эффективно управлять предприятием, это обернется большими затратами и сложностями, чем простая закупка на рынке.
Для платформы вроде Spotify, вертикальная интеграция означает производство и дистрибуцию контента. Помимо снижения расходов, оригинальный контент убедит людей выбирать Spotify вместо Apple Music, ее главного конкурента. Риск заключается в том, чтобы эффективно работать как контент-компания. Эту проблему и решает поглощение — Gimlet уже доказала свою способность выпускать хиты.
Netflix и другие стриминги уже прошли этот путь. Их подтолкнуло то, что обладатели прав могут изъять проекты с других площадок для своих стриминговых сервисов — так, например, поступает Disney накануне запуска Disney+. Конечно же, Spotify не хочет оказаться в такой же ситуации, хотя и вступает на территорию оригинального контента позже Hulu или Amazon.
Компания | Год основания | Выпуск первого ориг. шоу | Первое ориг. шоу |
---|---|---|---|
Netflix | 1997 | 2013 | House of Cards |
Amazon Video | 2006 | 2013 | Alpha House |
Hulu | 2007 | 2011 | A Day in the Life |
Spotify | 2006 | 2018 | Amy Schumer Presents |
Напрашивается вопрос о том, почему Spotify делает упор на подкасты вместо запуска музыкального лейбла. Большую часть прослушиваний на платформе занимает именно музыка. На самом деле, компания уже начинает соперничать с лейблами, но они по-прежнему остаются ее ключевыми поставщиками контента и могут угрожать разрывом контрактов. Подкасты — менее развитой и более фрагментированный рынок, в котором можно не испытывать такого же беспокойства о конкурентах.
CEO Spotify Даниэль Эк оценивает, что на подкасты в будущем будут приходиться 20% всех прослушиваний. И компания только начинает исследовать эту нишу, заявляя инвесторам о намерении потратить около за год $400-500 млн на другие поглощения, связанные с подкастами.