Бюджеты сериалов и спецэффекты 

Пилотная серия первого сезона, которую снимали еще в 2010 году, обошлась HBO примерно в $5 млн, при средней стоимости съемки одного эпизода для кабельных шоу в США в $2 млн. Глава по планированию продукции HBO Майкл Ломбардо в 2010 году вспоминал, что в отличие от многих подобных проектов сериал начали снимать в основном на натуре. «Это дает такую богатую текстуру, что съемка выглядит намного дороже, чем есть», − говорил он. Тогда еще перспективы сериала были неясны: шоураннеры «сидели как на иголках», дожидаясь результатов первого монтажа. 

Уже ко второму сезону шоу разогналось до $8 млн за серию: именно столько, по данным Business Insider, стоила экранизация эпической битвы при Черноводной. На эту серию шоураннерам пришлось буквально выпрашивать «лишние» $2 млн, ведь кроме массовки, дорогих морских батальных сцен и сцен штурма, в ней был гигантский объем работы со взрывами дикого огня, т.е. с компьютерной обработкой и графикой (CGI)

Уже к шестому сезону бюджет вырос до $100 млн за 10 серий.

За что создатели шоу платят такие деньги? Самым дорогим эпизодом шестого сезона стала «Битва бастардов», в которой участвовали 600 человек съемочной группы, 500 человек массовки, 160 тонн щебня, 70 лошадей, 25 каскадеров и 4 операторских группы. Это еще не говоря о постобработке и спецэффектах.

Бюджет на восьмой и последний сезон дорос до астрономических $15 млн на серию: по словам шоураннеров, еще масштабнее сцены, еще круче битвы, еще больше драконов.

Спецэффекты отъедают огромный кусок бюджетов. Над визуальными эффектами шоу работает порядка 14 подрядчиков, к примеру, одна из фирм – Rhythm & Hues – помогала создавать драконов седьмого сезона, над проектом работал 71 сотрудник, включая 10 аниматоров. Подробнее почитать о том, как делают сериал, можно в официальном блоге. Объемы работы команды, и в частности – работы со спецэффектами, хорошо видны на этом видео:

Все это вместе влияет и на ожидания зрителей от следующих шоу, и на планы самих создателей. HBO изначально продавал идею сериала как «Клан Сопрано в Средиземье», ведь тогда тон на рынке задавали сериалы вроде «Карточного домика» или «Сынов анархии». Спустя годы успех шоу привлек внимание рынка к нишевому жанру «темной фентези» и исторической драмы. Amazon собирается вложить $1 млрд в создание приквела к «Властелину колец». BBC хочет перенести на экран «Плоский мир» Терри Пратчетта. Hulu заинтересовался «Стеклянным троном» Сары Маас. Плюс, планы на многочисленные спин-оффы самой «Игры». 

Туризм и тематические бизнесы

Как только шоу начало набирать популярность, стало понятно, что оно повлияет на туризм во всех локациях съемок. К примеру, значительная часть третьего сезона снималась в Северной Ирландии. В 2013 году первый министр Ирландии Питер Робинсон восторженно отзывался о том, как съемки сериала повлияли на экономику страны. «Мы продолжим развивать наши успешные отношения с HBO и высказали сильные аргументы за то, чтобы любые новые сериалы так же снимались у нас», − говорил тогда чиновник. На тот момент экономический эффект от съемок сериала в стране оценивали в 65 млн фунтов стерлингов (около $107 млн, данные OFMDFM). 

По данным Vox, тысячи фанатов шоу ездят по локациям съемок, включая Хорватию, Исландию, Испанию и т.д. Появилась даже целая культура так называемых set jetters − суперфанатов, которые заранее выкупают билеты в места съемок, чтобы оказаться поближе. 

Форт Святого Лаврентия в Дубровнике, он же – место съемок Королевской гавани, привлекает множество фанатов сериала

Еще несколько показательных цифр: в 2014 американский посол в Испании заявлял, что всего две недели съемок на испанских локациях вырастили объемы локального туризма на +15%. Мэр Дубровника в 2015 году в комментарии Bloomberg заявлял, что съемки сериала ответственны примерно за половину из 10% годового роста туризма в этот город. Сам материал красноречиво называется «Может ли “Игра престолов” спасти Хорватию?». 

На популярности сериала зарабатывают и малые предприниматели, и крупные бренды. Adidas выпустил коллекцию тематических кроссовок.

Spotify совместно с музыкальным супервайзером шоу создал музыкальные профили 31 самых популярных героев сериала.

Moleskine для промо тематических блокнотов создал свою версию эпичного интро сериала из настоящей бумаги. Johnnie Walker выпустил виски White Walker Blended Scotch Whisky. Даже печенье OREO присоединилось к хайпу по поводу предстоящего сезона.

По всему миру открываются бары, гостиницы и экспозиции, посвященные сериалу.

Продается огромное количество тематической сувенирки, на Amazon можно найти ее всевозможные виды: от носков с Джоном Сноу до кубков из рога и книг о кухне Вестероса и Эссоса. Спрос на такой мерчандайз не падает: в топе продаж, к примеру, знаменитое ожерелье Дейнерис с драконами стоимостью в $2730, по словам представителей MEY Designs, компании, чья основательница Мишель Клэптон, работала над костюмами шоу. 

Безопасность

Перед стартом каждого сезона фанаты вспоминают о том, что сеть темна и полна спойлеров. Ведь сериал известен, в том числе, благодаря неожиданным и непредсказуемым сюжетным поворотам. Для борьбы с утечками создатели шоу используют разные тактики: от съемок фейковых сцен до охоты за дронами, которых пользователи запускают над съемочными локациями, желая узнать все подробности новых серий. Во время показа прошлого сезона серии, еще не попавшие на экран, утекали в сеть даже дважды. Сначала серверы HBО взломали хакеры. Следующая утечка случилась просто из-за халатности партнеров стримингового сервиса, и немного − из-за любви. Один из сотрудников компании, которая обрабатывала сериала для Hotstar – стримингового сервиса Star India, получил доступ к еще не вышедшей серии, чтобы впечатлить свою девушку.

До утечек киностудии не особо ФОКУСировались на этом. «Индустрия развлечений в этих вопросах отстает на лет 5-6», − утверждал Родерик Джонс из Rubica. По его словам, во время работы с одной из крупных киностудий он обнаружил, что компания вообще не занимается вопросами кибербезопасности. Утечки шоу HBO усилили внимание к этой к этой теме. 

Новые форматы работы с аудиторией

Популярность шоу диктует и новые форматы работы с такой огромной фанбазой, креативные и необычные подходы. Например, чтобы подогреть интерес к финальному сезону, HBO объявил охоту за Железными тронами: по всей планете, от Бразилии до Швеции, пустынь телеканал спрятал шесть железных тронов и призвал зрителей искать их. Нашли все, до последнего. 

Фанатов «Игры престолов» вовлекают и в благотворительные активности. К примеру, недавно официальные аккаунты сериала объявили о сотрудничестве с рядом здравоохранительных организаций в проектах по сбору донорской крови: «Вестерос истек кровью за Железный трон. Сейчас – твоя очередь». Еще один пример креативного сотрудничества для благотворительности. Британская группа Coldplay (частично засветившаяся среди музыкантов Красной свадьбы) публиковала пародийный ролик о мюзикле с участием актеров сериала в поддержку благотворительного проекта Red Nose Day. Если вас интересовало, как звучит рэгги в исполнении Дейнерис Таргариен или блюз от лица Рэмси Болтона, вам сюда: 

Уже в мае почти десятилетняя история шоу завершится. Вечером 19 мая в США выйдет последняя по счету 73 серия «Игра престолов».