Зачем мы сделали свою систему управления контентом (CMS)

Первый медиапроект Genesis появился в 2008 году. За 10 лет изменилось многое, начиная от модели бизнеса и заканчивая вызовами, с которыми сталкивается каждая крупная медиакомпания на лидерской позиции.

До 2014 года все проекты Genesis работали на WordPress CMS. Это решение, которое хорошо подходит компактным командам с простым рабочим процессом. Реалии медиабизнеса Genesis отличаются от стандартных: наши редакции находятся в 6 странах, общее количество редакторов превышает 300 человек, контент пишут на 15 языках.

Из-за масштабов операционной деятельности мы поняли, что WordPress недостаточно. Если не начнем инвестировать в процессы и решение проблем, то устойчивый рост будет недостижим.

Команды разработки и Data Science в Genesis Media.

Как мы разрабатывали CMS и определяли, что решит проблему

Первую версию CMS запустили на проекте Legit.ng (ранее — naij.com) в 2015 году. Продукт сложный, так как был построен инженерами для журналистов. Изначально он представлял из себя простой интерфейс, а решения о том, что стоит делать, целиком и полностью полагались на educated guess.

Нам повезло: как говорится, у нас был «доступ к телу». Мы могли сесть напротив редактора и смотреть, что и как он делает, что у него не получается, где можно сократить количество усилий, а какие функции можно и вовсе удалить.

Также мы ежедневно неформально общались с менеджерами локальных редакций, которые находятся в Киеве. Это помогло понять, что у них «болит», как у них «болит», и можно ли избавить их от этой «боли».

Вот, что мы сделали, чтобы понять «боль» редакций:

  • Провели более 100 формальных встреч для обсуждения приоритетов и процессов.
  • Просмотрели сотни часов видеозаписей использования CMS.
  • Потратили более 240 часов, чтобы полноценно сформировать основные проблемы, которые существуют у медиа бизнеса, размеров Genesis.
  • Инвестировали тысячи часов разработки, чтобы привести наше решение от клона WordPress с дополнительными функциями к самостоятельному проекту, который идеально решает наши проблемы и идет в ногу с вызовами.

Какие основные проблемы мы сформировали

Проблема процессов

У нас большая команда. Каждый имеют свою роль и функцию. Объединив все функции воедино, мы получаем конвейер по выпуску материалов.

Настроить такой процесс невероятно сложно. Особенно, если редакции находятся в паре тысяч километров от вас и имеют массу ментальных и культурных отличий.

Проблема оценки

Медиа без данных – не медиа. Данные по количеству просмотров, сессий, конверсии и вовлеченности есть у всех. Но как оценить автора с точки зрения его профессионализма? Как понять, что автор растет и работает над собой? Это большой вызов.

Ведь если команда не растет, не растет и бизнес. Если бизнес не растет, он умирает.

Проблема доставки

Больше, чем платформ для потребления контента, в этом мире только форматов для потребления контента. Самостоятельно редакция просто не способна публиковать материал везде, где требуется, а также поддерживать актуальные форматы на протяжении длительного времени.

Проблема коммуникации

Проблема коммуникации распространена во всех компаниях, не только в медиа. Но в наших реалиях она особо ощутима.

Репортеры, которые ездят на съемки сюжетов, не всегда могут быстро передать материал редакции, а каналы связи отличаются от офиса к офису и от команды к команде.

Проблема коммуникации не только мешает нашим командам ставить цели и оценивать эффективность всей команды, но и замедляет процесс выпуска актуальных новостей.

Проблема качества

Каждый редактор и автор – творческий человек. Он пишет материалы, стараясь раскрыть проблему и донести идею до читателя. Да, забудьте об «объективности журналистов». Ее не существует.

В связи с этим, редакция наполняет материалы как им вздумается. Даже самые жесткие методы контроля и GUIDelines не позволяют нам полностью избавиться от проблемы самодеятельности в верстке материалов.

Проблема анализа

Анализ контента – насущная проблема даже в наше время, когда на рынке существует масса эффективных решений. К сожалению, на рынке нет ни одного решения, которое сможет предоставить нам полный набор метрик для расчета эффективности материалов с точки зрения бизнеса.

Как мы их решаем

Для того, чтобы решить проблемы, описанные выше, мы сделали модульную CMS, где каждый из вопросов вынесен отдельным инструментом.

Quality — модуль номер один, решает проблему качества.

Для того, чтобы чего-то избежать, не допускай.

Все стили заданы в настройках проекта администратором. Команда редакции получает полноценно работающий инструмент, который не требует большого количества усилий для создания качественного материала.

Все, что должен сделать автор – взять необходимый элемент, будь-то заголовок, поле ввода, или поле загрузки изображения, вынести его в рабочую область и заполнить необходимым контентом.

Система автоматически применит все заданные стили и сверстает материал, который не только доносит идею редактора, но также формирует бренд проекта.

Workflow — модуль, который решает проблему процессов.

За основу взяли канбан-доску. Она позволяет не только эффективно контролировать процесс, но и сконцентрироваться на их функциях.

Кто-то создает backlog материалов, которые надо написать и пишет черновики. Кто-то наполняет и структурирует материалы. Кто-то проверяет материалы на наличие запрещенного контента и публикует их.

Именно это решение превратило выпуск новостей и материалов в производственный цикл, где каждый отвечает за отдельную долю работы. В итоге люди помогают друг другу и полагаются на опыт команды для решения особо сложных проблем.

Какие сложные проблемы могут быть у редакции? Например: публиковать или не публиковать материал, которые не нашел оптимальное количество подтверждений?

Evaluation — модуль, который решает проблему оценки эффективности контента.

Мы стараемся принимать решения, основанные на данных. Это касается и производства контента. Нам нужно понимать, какие материалы стоит публиковать, как и почему вовлекаются пользователи, где они провели больше всего времени, что им по-настоящему интересно.

Для этого мы собираем данные со всех аналитических систем, которые использует редакция для производства контента каждый день. Всего их семь. Затем мы строим дашборды, которые позволяют сфокусироваться именно на тех метриках, которые действительно влияют на качество контента и его прибыльность.

Rationalize – модуль, который решает проблему коммуникации.

В нем агрегируется коммуникация из различных каналов связи. Там же — мобильная адаптация нашей CMS, которая позволяет репортерам заводить задачи в колонку-backlog, где бы они не находились.

Даже если у них нет интернета, материал попадет в колонку backlog, как только интернет появится. После интеграции всех каналов коммуникации все сообщения хранятся внутри CMS, а в случае какого-то важного анонса его можно отправить всем одновременно во все подключенные каналы коммуникации.

Targeting — модуль, который решает проблему доставки контента.

Все мы — искушенные читатели. Мы ищем самые удобные места для чтения и хотим, чтобы там был нужный контент.

Помимо рекомендательной системы, которая таргетирует на пользователей рекламу и контент в зависимости от их предпочтений, мы внедрили в CMS функцию автоматического форматирования и доставки контента на каждую платформу, где может быть наш читатель.

Если вы любите Google News, мы будем там. Если вы любите Snapchat, мы скоро тоже будем там. Мы делаем все, что в наших силах для того, чтобы наши читатели получили конечный продукт. Такой подход не только экономит массу сил, а также здорово растит объем нашей аудитории.

Yield — модуль, который решает проблему оценки эффективности редакции.

Собрать данные из аналитических систем и вывести их в отдельный дашборд для постановки KPI – это здорово. Однако, медиабизнес зависит не только  от просмотров, но и от того, насколько качественно растут люди в редакциях. Ведь аудитория растет с такой же скоростью.

Для того, чтобы мотивировать людей писать более качественные материалы, мы внедрили анонимную систему оценивания материалов на этапе публикации материала.

Когда человек, который отвечает за финальную редакцию и передачу продукта пользователям, готов опубликовать материал, наша система просит его оценить автора данного материала. В последствии эти данные учитываются в KPI показатели автора, написавшего материал.

Можно ли попробовать?

Можно! В настоящее время CMS находится на этапе закрытого тестирования у наших редакций и наших партнеров. Она называется QWERTY и доступна по ссылке.

Не стоит бояться инвестировать ресурсы в решение проблем, которые есть у всех. Если их не смогли решить другие, это не значит, что их не сможете решить вы. Главное – помнить, что в первую очередь вы создаете инструмент для решения проблемы, а не инструмент ради инструмента.

Автор: Тимур Александров, продакт-менеджер Genesis Media Emerging Markets.