16 мая генеральный директор «Укрпочты» Игорь Смелянский во время презентации годового отчета компании снова затронул тему продажи Главпочтамта. Вопрос нерационального использования исторического здания в центре Киева для размещения back-офиса компании уже поднимался прежде. Локация, по словам Смелянского, прекрасно подошла бы под гостиницу, но для выполнения нынешних функций она совершенно неэффективна.

Фото тут и далее – Александр Козаченко.

AIN.UA рассказывает, что из себя представляет здание Главпочтамта, чем и как оно может быть интересно бизнесу и почему не подходит «Укрпочте».

Курс на оптимизацию

Позиция Игоря Смелянского вовсе не ограничивается зданием Главпочтамта – она вторит логику глобальной стратегии «Укрпочты» по оптимизации деятельности компании и ее трансформации на 2017-2021 годы. Офис главной киевской почты на Крещатике, 22 – это наглядный пример проблемы более масштабной. По словам Станислава Савчука, который занимается управлением активами «Укрпочты», в портфеле недвижимости компании 1,25 млн м², а более-менее эффективно используется примерно 50%.

Если вернуться в первую половину ХХ столетия, можно понять, откуда такая площадь. Ранее в силу особенностей инфраструктуры населенных пунктов, сортировочные центры строились во много этажей возле железной дороги, отделения связи – массово в удобных тогда точках концентрации населения, а Главпочтамты – монументально и просторно в столичных центрах.

Таким образом, форматы многих помещений компании не выполняют новые востребованные временем функции, а огромный объем квадратных метров непременно тянет за собой большие затраты на содержание недвижимости и налоги, отвлекая компанию от основных бизнесов: почтовых и финансовых услуг, торговли. В качестве одного из инструментов их развития «Укрпочта» избрала самый гибкий – аренду.

Немного истории

Здание Главпочтамта строилось в 1952-1957 годы в рамках процесса реконструкции Крещатика после войны как Дом связи, в котором также должно было располагаться Министерство связи УССР. Оно является ярким примером сталинской архитектуры с широкими проспектами вместо коридоров и кабинетной системой, при которой зачастую начальнику выделялась отдельная комната отдыха.

Так «Укрпочта» получила в наследие 7 огромных этажей, не приспособленных к  требованиям современности. Во-первых, речь идет о состоянии инфраструктуры здания. Показательным в этом контексте есть лифт 1982 года – одно из последних его улучшений. Во-вторых, о потере большого количества полезной площади из-за особенностей планировки, рассказывает Станислав Савчук. К слову, только на содержание Главпочтамта, а это 20 000 м², «Укрпочта» ежегодно тратит порядка $500 000.

«Основная ценность здания – это локация, и есть определенный стереотип: все считают, что это здание уже является каким-то бизнес-объектом. На самом деле – это точка для инвестиций, причем немаленьких», – отмечает Савчук.

Главпочтамт сегодня

С юридической точки зрения аренда недвижимости «Укрпочты» стала возможной после того, как компания в марте 2017 года стала акционерной корпорацией. Конечно, параллельно начались кадровые и структурные изменения, которые не обошли и здание Главпочтамта: «Мы уплотнились, оптимизировались, поперевозили своих сотрудников, оптимизировали бизнес-процессы и поэтому появилась возможность сдать помещения в аренду», – рассказывает Игорь Морма, директор по управлению недвижимостью и инфраструктурой «Укрпочты».

Первой и весьма успешной попыткой рационализировать пространство главного офиса киевской почты стал coffee point площадью 10 м² в фойе здания. Место под него было выставлено «Укрпочтой» на электронный аукцион Prozorro.Продажи — в итоге оно было сдано за 32 000 гривен.

Затем последовало открытие коворкинга компании «Арт Хаб», который проработал немного меньше года: «Арт Хаб» не был загружен на 100%, поэтому посчитали, что коммерчески для компании более выгодно сдать этот объект по хорошей цене. Поскольку там отдельный вход, фасад Крещатика, наши расчеты оправдались», – отмечает Морма. Право аренды этого помещения получила компания «ВФ Ритейл» (сеть магазинов Vodafone), выиграв аукцион, который «Укрпочта» также проводила на ProZorro.Продажи.

В контексте ценности помещений с фасадной частью Главпочтамта невозможно пройти мимо (буквально тоже) и не отметить партнерство национального почтового оператора с Rozetka, которое является самым знаковым и успешным кейсом «Укрпочты». Помимо более 70 млн грн, которые компания получит от аренды, она зарабатывает и на доставке товаров, активно развивая направление e-commerce.

По словам Станислава Савчука, фасадная часть «когда-то использовалась под склады, под сортировочные центры, то есть под то, что можно спрятать глубоко и далеко без ущерба для компании». Теперь сложно вспомнить, что было на месте Rozetka, куда она довольно гармонично вписалась.

Самым впечатляющим объектом аренды оказался актовый зал, который находится на 7 этаже Главпочтамта. По словам Игоря Мормы, это помещение площадью 645,4 м² использовалось ранее 3-4 раза в год по случаю различных торжеств, таких как 8 марта, День почтовика и Новый год. Поэтому вкладывать в деньги в его ремонт – замену окон, аппаратуры, теплоизоляцию, не было смысла.

Аукцион на право аренды зала выиграла Украинская академия лидерства, которая согласилась привести помещение в порядок на общих условиях «Укрпочты»: «У нас ко всех подход достаточно универсальный, то есть, если вы хотите инвестировать в наш объект недвижимости, мы готовы вам льготу дать только в виде арендных каникул. Мы не рассматриваем сметы, не идем в кооперацию по ремонтным работам», – рассказывает Морма.

Почему это важно? Бизнес, если есть такая необходимость, может получить доступ к недвижимости прямо в центре города. Правда, пока только на правах аренды.

Возвращаясь к первому этажу, нужно отметить, что с огромным центральным залом – отделением почтовой связи Киев 1, компания не собирается прощаться, лучше даже сказать, ни за что с ним не попрощается: «Эта точка достаточно бизнесовая и для нас привлекательна, поэтому мы сохраним этот формат», – говорит Игорь Морма.

А где будет гостиница?

Спойлер: ее не будет.

Вопрос о продаже Главпочтамта был поднят Игорем Смелянским потому, что «Укрпочта» сейчас стремится вывести из своего портфеля недвижимость, которая не приносит доход, а столичное здание хорошо иллюстрирует эту необходимость. Его продажа и превращение его в более рациональный для центра объект – гостиницу, с точки зрения «Укрпочты», непременно принесла бы пользу не только всему back-офису (а это приблизительно 1 300 человек), который мечтает о комфортном месте работы, где, как минимум, будет место для переговоров. Кроме инвестиций от полученной прибыли в развитие почтового бизнеса, проект способствовал бы развитию города:

«Иметь в центре Киева, в сердце столицы такое огромное здание в таком состоянии, наверное, все бы выиграли, если в него вложить деньги и сделать тут объект, который бы дополнил общую социальную инфраструктуру города», – отмечает Станислав Савчук.

Но есть одно огромное «но». В Украине существует ряд законодательных преград, которые, по словам Игоря Мормы, делают невозможным отчуждение имущества компании: «Концептуально более правильно – это то, что озвучивал Смелянский – законодательно нужно снимать ограничения. Надо, чтобы у этого здания появлялся хозяин, который может инвестировать большие средства, изменить его профиль на гостиницу, на бизнес-центр». Поэтому пока «Укрпочта» довольствуется сдачей помещений в аренду.