Компания Abacus совместно с изданием South China Morning Post выпустили отчет о состоянии китайского интернета — China Internet Report 2019. Журналист AIN.UA ознакомился с документом и приводит главные выдержки.
Объем рынка
Китайский интернет — огромен. Хотя сетью пользуются только 60% населения, это уже в три раза больше, чем общее количество интернет-юзеров в США. Соотношение: 829 млн к 293 млн. Еще больше разрыв в сфере мобильных платежей. Смартфонами в Китае платят 583 млн пользователей, а в США — всего 62 млн человек.
Крупнейшие игроки китайского интернет-рынка по капитализации:
- Tencent — $418 млд.
- Alibaba — $416 млрд.
- Ant Financial — (частная компания) — $150 млрд.
- Bytedance — (частная компания) — $75 млрд.
- Didi Chuxing — (частная компания) — $56 млрд.
- Meituan-Dianping — $45 млрд.
- JD.com — $40 млрд.
- Baidu — $39 млрд.
- Lufax — $39 млрд.
- NetEase — $34 млрд.
При этом Baidu, Alibaba и Tencent усиливают собственные экосистемы: их бизнес охватывает как ecommerce-сегмент, так и медиа, логистику, путешествия, финтех, игры, автомобильные и корпоративные сервисы.
Также в отчете выделяют 4 главных тренда в китайском интернете.
Тренд №1 — китайские технологии копируют, а не наоборот
Западные игроки перенимают приемы китайского рынка. К примеру, из Китая пришла концепция «супер-приложений» — интерфейсов, в которых объединены сервисы от медиаконтента до бронирования отелей и денежных переводов. Вслед за WeChat и AliPay, эту философию приняли Facebook, Line, Go-Jek.
В Китае также социализировали онлайн-покупки: в Taobao, Pinduoduo и Mogu есть совместный шоппинг, стриминг распаковок. Позже эти функции пришли в Amazon Live, Instagram запустил Checkout, а YouTube объявил о планах запустить шопинг-возможности.
Третий объект копирования — короткие интерактивные видео, которые популяризовал TikTok и Kuaishou. Их успехом вдохновлены фильтры Lens Challenges в Snapchat и приложение Lasso от Facebook.
Тренд №2 — Китай обгоняет в 5G
Китай лидирует как по количеству 5G-патентов, так и по масштабам тестирования технологии.
В 2020 году китайские операторы уже планируют запустить коммерческую 5G-сеть и покрыть 40 млн пользователей. План — выйти на 460 млн подключений к 2025 году. В остальных странах хронология развития технологии куда менее понятна.
Тренд №3 — Китай ставит на ИИ
Китай повсеместно использует ИИ-технологии. Например, распознавание лиц используется для оплаты проезда в метро и чекина в отелях. А шоппинг-гигант JD.com позволяет устроить виртуальную примерку одежды с помощью VR-аватара.
С помощью ИИ ловят преступников, контролируют дорожное движение и передвижения людей, контролируют посещаемость лекций и создают виртуальных докторов для консультации пациентов.
Тренд №4 — Китай и система социальных кредитов
С 2014 года в Китае создается система «социальных кредитов», которая должна сопоставить и отсортировать всех граждан в возрасте от 18 до 45 лет. Сейчас социальный кредит становится все более осязаемым инструментом.
Баллы начинаются за «правильные» и общественно-полезные поступки, а обладатели высоких рейтингов, например, могут пропускать первые этапы собеседований на работу.
Но благодаря социальному кредиту, 13,5 млн китайцев считаются «ненадежными». Они не могут покупать билеты на самолеты и скоростные поезда — из-за этого заблокированы уже миллионы таких транзакций.
Что еще:
- Китай сходит с ума по коротким видео. Ежемесячно их смотрит 800 млн пользователей.
- Китайцы освоились с шеринговой экономикой. 60% интернет-юзеров пользовались такими продуктами и сервисами. 25% предлагали свои товары/услуги.
- А вот стартапы по аренде велосипедов сильно просели. Ofo и Mobike теряют пользователей и деньги.
- Технологии для слежки — новый объект китайского экспорта. Такими разработками пользуются 18 стран, среди них и Украина. По данным организации Freedom House, Украина купила в Китае систему для слежения за камерами на базе ИИ. Точные детали не раскрываются.
С полным текстом отчета можно ознакомиться по ссылке.