Украинцы Роман Кирданов и Алексей Розенков запустили площадку UNI.UA («Український національний інтелект»). Это маркетплейс предметов украинского искусства и национального достояния – на сайте любой желающий может купить права на коммерческое использование оцифрованной копии картины, видео и других объектов интеллектуальной собственности. А их владельцы смогут монетизировать свое творчество или частные коллекции.
Как появился UNI.UA
Алексей Розенков и Роман Кирданов – оба работают в области защиты авторских прав. Кирданов – управляющий партнер компании IPS, которая занимается разработкой и внедрением систем управления ИС. Розенков работал в различных компаниях в данной сфере.
Идея создать проект в области украинского искусства пришла к партнерам, когда они заметили, что Украины нет в Google Arts & Culture. В 2015 году в IPS создали систему учета объектов интеллектуальной собственности, сбора и разделения роялти, а в 2018-м на ее базе построили UNI.UA. Проект поддержал Украинский культурный фонд.
Что из себя представляет UNI.UA
Онлайн-платформа состоит из трех блоков:
- Реестр объектов искусства или национального достояния.
- Механизм электронной коммерции для продажи лицензий на использование этих объектов (сбора роялти).
- Механизм раздела роялти между правообладателями.
В чем идея
Миссия UNI.UA – связать потребителя и правообладателя. Причем, не только на украинском рынке, но международном. Как поясняют основатели проекта, сейчас между сторонами много посредников, это делает механизм работы долгим и непрозрачным. Маркетплейс выведет их лицом друг к другу.
На UNI.UA авторы смогут зарабатывать на своем творчестве и заявить о себе. А музеи и владельцы частных коллекций – монетизировать свои богатства.
Комментирует Роман Кирданов:
“По информации Министерства культуры, в Украине 3000 музеев – из них только 4 оцифрованы. То есть большинство творческих объектов не имеют цифровых экземпляров для воспроизведения. Вся документация – в бумажной форме.
Киноархивы – более 60 км пленки. Такие объекты имеют свой срок жизни, даже при соблюдении правил хранения. Цифровые копии – более надежный способ хранения культурного наследия страны.
В украинских архивах можно найти записи, как Сосюра читает свои стихи, аудиокниги Агаты Кристи с лицензированным Британией переводом, уникальные кадры братьев Люмьер… Мы знаем, что теоретически это есть, но никогда этого не видели. Все эти объекты нужно уберечь от риска физического уничтожения и открыть для общественности.
В современном мире стоимость объектов культурного наследия остается неопределенной, ведь отсутствует сам продукт. Однако имея цифровые копии объектов, мы имеем возможность продвигать их как продукт и создавать дополнительную стоимость”.
Монетизация
Маркетплейс выступает Поверенным в сделке между правообладателем и потребителем, и за выполнение этой функции получает 10% от стоимости приобретенной лицензии, в два раза дешевле текущего рынка.
Что можно купить на UNI.UA
На сегодня платформа работает с четырьмя базовыми видами объектов интеллектуальной собственности: музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, фотографии и картины (цифровые копии).
Свои цифровые копии на площадке уже разместили ГП “Укркинохроника”, Одесский художественный музей, ООО “Рокстар” и частные фотографы. Также основатели приглашают к сотрудничеству украинские музеи, галереи, издателей, продакшн-студии.
Кто может покупать такие лицензии
Кто угодно для коммерческого (продакшн-студии, рекламные агентства, телеканалы, производители сувенирной продукции) или некоммерческого использования (для обучения, научных работ и др).
Они получат прямой доступ к цифровым копиям объектов авторского права в режиме онлайн.
Сколько могут стоить объекты искусства
Стоимость лицензии определяет владелец. Некоммерческое использование не требует лицензии, поэтому цена будет включать только стоимость подготовки цифровой копии.
“Мы учитывали, что мировой масштаб рынка интеллектуальной собственности – 182 миллиарда долларов по оценке Forbеs. Этот рынок – один из тех, что растет быстрее. Его прирост – 20% в год, – комментирует Роман.
Соответственно, автор, чтобы определить стоимость работы, должен проанализировать общий массив данных в этой сфере, и пойти несколькими путями:
- указать цену самостоятельно;
- указать, что цена будет договорная;
- указать, что цена будет рыночная. Тогда система выводит среднерыночную цену, в зависимости от региона, особенностей объекта и других факторов.
В принципе, если автор будет часто выставлять свои объекты – он сам будет понимать стоимость, исходя из спроса”.