Что бизнес думает о введении РРО в ритейле для всех ФОП с 2021 года

7382

На днях депутаты поддержали в первом чтении законопроекты №1053-1 и 1073. Они расширяют сферу применения регистраторов расчетных операций (РРО или же кассовые аппараты). С 2021 года ими должны будут пользоваться все ФОП в сфере ритейла, независимо от дохода, а через полгода после вступления закона в силу — все интернет-магазины. В Государственной регистрационной службе подсчитали, что новые законопроекты могут привести к росту затрат бизнеса на администрирование РРО на 22,3 млрд грн.

Эти законодательные инициативы уже несколько дней активно обсуждают предприниматели в соцсетях. Кто-то поддерживает усиления контроля за уплатой налогов и борьбу с теневым предпринимательством, кто-то — говорит о давлении на бизнес. Редакция AIN.UA собрала реакции предпринимателей и бизнес-ассоциаций на эти проекты.

Владимир Поперешнюк, сооснователь «Нова пошта»

cчитает, что эти проекты вредят бизнесу, поскольку повышают штрафы за нарушения и вводят «клевету» покупателя на предпринимателя (имеется в виду норма о выплате покупателю части штрафа, который по его жалобе накладывают на продавца товара за нарушение):

З перших днів призначення нова влада пішла в наступ на бізнес. Законопроекти 1053, 1073, що повертають так звану «п’ятикратку», яку раніше скасував президент, впроваджують систему наклепу покупця на підприємця, розширюють застосування реєстраторів (РРО) та інші ініціативи із «закручування гайок» бізнесу, включно з підвищенням податку для ІТ, демонструє реальні наміри нової влади.

Стало зрозуміло, що ми, підприємці, — вороги, а особлива ворожа каста для них — це ФОПи. Ми це все вже проходили з їхніми попередниками. На жаль, серед українців теж є чимало прихильників боротьби з ФОПами. Від простих споживачів, яким не подобаються неправильні чеки у ресторанах, до представників бізнесу на звичайній системі оподаткування.

Я розумію їхню позицію, адже наша компанія теж сплачує податків 4 млрд грн на рік. Коли одні мусять платити багато, а інші мають можливість платити менше, це може здаватися несправедливим.

Але разом з тим ФОПи відіграють ключову роль у розвитку економіки. Саме завдяки їм наша економіка ще жива і навіть потроху зростає.

Що робити з несправедливістю? Логічна відповідь: спрощувати умови, знижувати податки для компаній на звичайній системі!

Але в чиновника інша логіка. Корупційна привабливість і потенційний тіньовий дохід збільшуються, коли бізнесу складно і важко. Ймовірно, саме тому, замість лібералізації, яку вони нам обіцяли, маємо погіршення умов для підприємництва.

Николай Палиенко, CEO и сооснователь EVO.сompany

считает, что идея ввести «кэшбек» для тех покупателей, которые будут жаловаться на нарушения в выдаче чеков, работать не будет:

Я понимаю, стремление государства установить единые правила игры и обелить экономику, но в то же время, наверное, стоит начинать не с ФОП и малого бизнеса, которые традиционно не верят государству. И не с электронной коммерции, которая отвечает за 5-7% ритейла в стране.

Кроме того, никто сейчас не представляет, как будет выглядеть система электронных кассовых чеков, сколько это будет стоить и это вносит дополнительное недоверие.

Кешбек за жалобу на непредоставвление чека, как мне кажется, работать не будет, там очень сложная процедура, а на потребительском рынке сложные вещи не работают.

Арсений Финберг, основатель проекта «Интересный Киев»

не критикует проект, а анализирует, что именно придется сделать бизнесу и сколько денег потратить, чтобы выполнить требования (правда, в случае с «Интересным Киевом» использование РРО может и не быть обязательным):

С 1 января 2021 года я должен (или нет — см update) буду выдавать каждому экскурсанту, который пожелает купить билет на месте, чек. Не буду судить о правильности или не правильности этого решения, мы все понимаем, что когда-либо все равно к этому пришли бы. Потому просто анализирую, что мне надо будет сделать чтобы выполнить новый закон.

Базовые условия:

За выходные у нас проходит 20+ мероприятий, иногда 2-3 мероприятия начинаються одновременно. Часть экскурсий запускают мои менеджеры, часть — сами гиды. Сейчас при использовании бумажных билетов я могу их заранее передавать гидам и менеджерам, но с новым законом это не пройдет: чек должен быть выдан во время (?) (перед) оказанием услуги. Потому идем смотреть варианты по РКО:

  • Физические мобильные кассы я бы сразу отбросил, это инвестиция «в никуда». Трата денег только ради налоговой. Стоимость одного аппарата от 6000 грн, мне их надо минимум три. Потому для меня это минимум 18 000 грн + что-то еще за ПО для обмена ежемесячно.
  • Тогда берем новый модный вариант чека в смартфоне или E-receipt (мы писали о нем ранее — ред.). Налоговая его начала внедрять недавно, но уже на их сайте можно скачать клиент и проверить его работу с тестовыми ключами. Вероятнее всего, придем именно к его использованию. Но, скорее всего, придется написать свое приложение для работы с нашими продуктами (благо есть API) которое будет синхронизироваться с нашей системой учета. Можно, конечно, пользоваться и родной апликухой ДФС, но пока она уж больно неудобная. Заодно в это же приложение встроим сканер билетов, купленных через сайт. Стоимость написания такого ПО: $1000-2000. Судя по всему, будем скидываться операторами для написания общего решения: мы уже делем так для CRM системы. Также мне придеться нанять дополнительных менеджеров для запуска туров, есть подозрение, что гидам проводить такие операции будет сильно сложно. Ну и да, каждому из них надо будет купить смартфон: это примерно от 3000 грн за штуку, в моем случае, 9000 грн. В итоге, стоимость билетов на туры придеться поднять гривен на 20-30 минимум, чтобы покрыть дополнительные затраты на оборудование и персонал.

Протестировал текущее решение от ДФС, все равно остается много вопросов:

  • Чек на смартфоне я то выдам (если будет интернет, текущее приложение может выдавать чеки только онлайн, уже предвижу ситуации с выдачей чеков в метро или еще где-то где нет интернета), а как доказать, что ты его выдал конкретному клиенту? Там много опций после выдачи: email, SMS, Viber, WhatsApp, но как доказать что клиент получил чек? Как доказать, что это чек именно этого клиента? Пока совсем не ясно.
  • В законе предусмотрены штрафы и кешбек за неправильный чек. Тут мне совсем не понятно: как я могу выдать неправильный чек (по крайней мере онлайн). А вот доказать что электронный чек получен клиентом — пока не могу.

Как можно теоретически сделать то же самое цивилизованно (облегчить работу мне и другим ФОПам)?

  • В любом случае потребуется возможность отложенной или офлайн генерации чеков: не везде и не всюду есть интернет. Мне было бы проще и удобнее заранее (в офисе) печатать какое-то кол-во чеков на каждую экскурсию, а потом «погашать» или обнулять нераспроданые. Плюс, в идеале, чтобы функции чеков могли выполнять мои билетики — они намного красивее, чем любые стандартные чеки.
  • Еще один вариант (который мне бы подошел): аренда мобильных касс от банков, совмещенных с терминалами для оплаты кредитными картами. Но для этого они должны стать 2в1: и кассовым аппаратом, и терминалом (сейчас отдельно).
  • Есть еще один вариант, к которому очень бы не хочелось приходить: полностью перейти на онлайн продажи билетов (сейчас таких от 30% до 50%), что сразу поставит в сильно неудобное положение тех, кто не хочет или не умеет пользоваться картами через интернет.

Update 1: Вчитался в закон (раздел 2, пункт 2). Насколько я понимаю, достаточно только показать чек клиенту на экране, не обязательно чтобы он его получил. Можно (насколько я понимаю) печатать чеки заранее. Ок, уже немного легче.
Update 2: Нашел актуальный для себя пункт в законе 1053: можно не использовать РКО для » квитків на відвідування культурно-спортивних і видовищних закладів» . Прочитал закон, понял что HRJ проще.

По поводу указанных проектов высказывались и отраслевые ассоциации предпринимателей:

Спілка підприємців України (CУП)

в ассоциации считают, что данные проекты могут привести к тому, что бизнес уйдет в «тень»:

«Качество содержания некоторых из них (законопроектов — ред.) вызывает у бизнеса большую озабоченность. В частности, речь идет о проектах 1053-1, 1073 и 1210.

Из-за желания правительства и парламента принимать изменения быстро эти законопроекты могут привести к трагическим для украинского бизнеса последствиям и стать очередным стимулом уйти «в тень».

Несмотря на задекларированный партией «Слуга народа» курс на либеральные реформы, сейчас бизнес увидел большой блок инициатив, которые могут вернуть «к темным временам»: вместо либеральных стимулов для развития власть печется о фискализации.

Европейская Бизнес Ассоциация (EBA)

в целом поддерживает эти законодательные изменения:

Что эти проекты означают для населения?

  1. Потребители не знают разницы между фискальными чеками и бумажками, которые выдают при расчетах. Что это значит? Фискальный чек подтверждает уплату налогов и дает возможность защитить себя в случае проблем с товаром. Бумажка просто суммирует стоимость товара или услуги. Проекты предусматривают, что с 2021 года фискальные чеки будут выдавать абсолютно все, кроме плательщиков единого налога первой группы. Для ряда отраслей использование РРО становится обязательным уже через 6 месяцев после публикации Закона. К ним относятся рестораны, отели, реализация ювелирных издений, интернет-торговля, реализация бытовой техники, подлежащей гарантийному ремонту, лекарств и т.д.
  2. Привлечение потребителей к проверке чеков. Государственная фискальная служба создала систему проверки чеков онлайн, но активность пользования этим инструментом очень низкая, потребителей будут стимулировать финансово. Если в базе ГФС чека нет, можно получить компенсацию за товар.
  3. Сейчас рынок РРО слишком монополизирован, сами РРО и их обслуживание очень затратны для малого и среднего бизнеса… …Законопроектом предусмотрено использование любого гаджета, который должен с помощью программы сгенерировать и отправить чек в ГФС и потребителю.
  4. Бизнесу давали возможность работать по правилам, но к сожалению, штрафы в 1 грн за первое неиспользование РРО никого не испугали и не вывели из тени. Поэтому штрафы предлагают существенно увеличить: от 150% стоимости товара при первом нарушении до 250% при повторном.

Европейская Бизнес Ассоциация поддерживает указанные проекты, но вместе с тем подчеркивает необходимость работать в случае отсутствия или при недостаточном интернет-покрытии. Поскольку предусмотренные законопроектами нарушения могут быт и не по вине предпринимателей.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск