16 октября на выставке Rail Expo 2019 глава “Укрзализныци” Евгений Кравцов заявил, что в 2020 году в поездах “Интерсити” появится бесплатный Wi-Fi. По его словам, над реализацией проекта уже работают.

AIN.UA разбирался, насколько реальны такие планы и кому на самом деле нужен Wi-Fi в поездах.

Что планируется

В прошлом году на Киевском вокзале появился бесплатный Wi-Fi. Услугу поначалу запустили в платных залах ожидания, позже расширили покрытие. В “Укрзализныце” тогда завляли, что одновременно к сети могут подключиться до 700 пассажиров.

Как сообщил Кравцов, интернет в “Интерсити” планируют обеспечить “по похожей модели”. Он не уточнил, кто будет провайдером услуги и сколько необходимо инвестировать в проект. Однако ранее в интервью “Бизнес Цензор” Кравцов он рассказал, что строить Wi-Fi в поездах будет частный инвестор:

“Есть два механизма запуска Wi-Fi в поездах. Первый – это инвестировать собственные средства, и это убыточный вариант. Второй – запустить частного инвестора, который будет зарабатывать на рекламе, на доступе и будет на этом зарабатывать.

Первый вариант УЗ попробовала воплотить в жизнь и у нас не получилось. Сейчас заходим со вторым вариантом”.

Wi-Fi в “Интерсити” – что может пойти не так?

На самом деле, бесплатный Wi-Fi в поездах “Интерсити” есть давно. По крайней мере, официально. Наклейки “Бесплатный Wi-Fi” на вагонах наклеены, оборудование установлено, доступ предоставляет компания “Интертелеком” – и пока пассажиры рассаживаются по своим местам на центральной станции, интернет действительно есть. Однако стоит поезду выехать за пределы города – связь пропадает.

Как пояснил Кравцов “Бизнес Цензору”, проблема – в покрытии. Он не стал углубляться в детали, однако секрета здесь нет. Дело в том, что оборудование Wi-Fi, установленное в поездах, работает на мобильном интернете. Соответственно, в зонах, где нет покрытия, интернету взяться неоткуда – роутерам в вагонах попросту нечего раздавать на устройства пользователей.

Как “Укрзализныця” намерена решать эту проблему, Кравцов не уточнил.

Что нужно, чтобы в поездах был интернет

Для этого необходимо построить качественное 4G-покрытие по всей длине железнодорожного маршрута. Но на данный момент сделать это невозможно по ряду причин. Их в своем Facebook объяснил экс-президент “Киевстар” Петр Чернышов:

“А почему (нет покрытия – ред.)? Потому что до сих пор Держава не смогла договориться с мобильными операторами (и с военными!) о реформе частот 900 МГц. Это то, что совсем просто разрулить – но не смогли.

Если бы, например, CDMA-технологию (которая создает существенные помехи мобильным операторам в Украине и соседним странам ЕС) отключили, то сейчас бы вообще не было сложностей с перераспределением частот в 900-диапазоне. CDMA в Украине сейчас – это “Интертелеком”. Наверное, у него примерно 300 000 абонентов сейчас. (У lifecell – самого маленького из “большой тройки” – примерно 7 млн).

А частоты 800 и 700 – на которых во всем мире существует быстрый интернет как раз для сел, дорог и ж/д – там вообще конь не валялся еще”.

Зачем вообще нужен Wi-Fi в поездах?

Очевидно, что на том же Киевском вокзале особой нужды в бесплатном Wi-Fi для украинцев не было – у них с задачей доступа в интернет отлично справляется мобильный 4G. Решение скорее ориентировано на заграничных туристов, которые не успели обзавестись локальными SIM-картами.

Такая же ситуация справедлива и для “Интерсити” – там, где работает мобильный 4G, работает и Wi-Fi. Но в “слепых зонах” не работает – и не может работать – ни первое, ни второе.

“Для меня все это пока что выглядит или популистскими обещаниями – за которые кто-то другой когда-то будет отвечать. Либо просто “схемой”, где кто-то спилит денег, но ничего не построит”, – комментирует Чернышов.

Это не первая попытка сделать общественный Wi-Fi в Украине. Проектов было много: в поездах, в Киевском метро, в общественном транспорте. Однако все они заканчивались одинаково – интернета нет.

“В Киеве уже была инициатива, когда в 1200 единиц общественного транспорта сделали Wi-Fi, результатом всего этого стал не более чем заработок того, кто устанавливал оборудование”, – отметил блогер Александр Барабошко.