17 октября украинский парламент принял законопроект о защите прав интеллектуальной собственности в случаях, когда товары пересекают границу Украины (№1230 от 2 сентября 2019 года).
В проекте закона, в частности, даются определения “пиратским товарам” и “контрафактным товарам”, а также “товарам, которые подозреваются в нарушении прав интеллектуальной собственности”.
Одна из новых норм проекта: таможня может уничтожать товары только по подозрению в том, что они нарушают чьи-то права интеллектуальной собственности (правки к ст. 401 Таможенного кодекса Украины). При этом, допускается уничтожение товаров предприятиями за пределами зоны ответственности таможни (т.е. частными компаниями).
Отметим: в Украине действует таможенный реестр, куда вносятся бренды и их официальные правообладатели. О них и будет идти речь ниже.
Редакция AIN.UA обратилась к юристам за разъяснением того, как будет действовать новый законопроект и какие посылки попадут под угрозу уничтожения. Ниже — мнения юристов о новом законопроекте
Кристина Немчинова, сооснователь Brightman FinTech Law Firm:
“Теперь товары, которые нарушают права интеллектуальной собственности, могут быть уничтожены без необходимости установления такого нарушения.
Процедура будет выглядеть примерно так. Правообладателю и декларанту дается 10 рабочих дней (или 3, если товар скоропортящийся) на то, чтобы отреагировать на уведомление о приостановлении таможенного оформления товара.
Правообладатель, например, может заявить о нарушении прав интеллектуальной собственности и намерении уничтожить товар. Декларант может предоставить органу доходов и сборов согласие
собственника товаров (физическое или юридическое лицо — не имеет значения) уничтожить товары. Либо просто не предоставит соответствующие возражения собственника товара.
Ну и вишенка на торте. Отсутствие возражений — знак согласия с уничтожением товара. Организация процедуры уничтожения, в том числе, перевоз и хранение товара, оформление соответствующих документов — весь этот банкет оплачивается за счет правообладателя и под его ответственность. Если же собственник товара дал согласие на уничтожение, то перемещение товара для такой процедуры осуществляет он сам. После уничтожения, кстати, собственник товаров избавляется от административной ответственности, ранее предписанной Таможенным кодексом.
В связи с этим всем возникает немаловажный вопрос: как быть с небольшими партиями товаров? Их тоже могут уничтожить, если
- есть подозрения, что они контрафактные или пиратские;
- товары — не скоропортящиеся;
- в таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности внесена информация о таком объекте, товаре и согласии правообладателя на уничтожение небольших партий товаров.
При этом, закон четко определяет «небольшую партию». Это не более трех товаров в одной категории, одной депеше, от одного отправителя и в одном грузе. Весить они могут не больше 2 кг.
И вот после того, как руководитель органа доходов и сборов принял такое решение, он уведомляет об этом декларанта. Тут опять дается 10 дней. Дал декларант согласие — товар уничтожат. Не дал — тоже уничтожат. А вот если декларант будет возражать, то орган доходов и сборов обратится к правообладателю и передаст ему всю информацию об отправителе, получателе, собственнике, декларанте и т.д.
Вот тут уже все в руках правообладателя. Он должен отреагировать и предоставить в течение 10 рабочих дней решение суда об обеспечении иска про запрет осуществления определенных действий по делу о нарушении прав интеллектуальной собственности. Если такое (или другое, вынесенное по этому вопросу решение) он не предоставит, то при отсутствии нарушения таможенных правил все-таки будут подлежать таможенному оформлению.
Кстати, по поводу уведомлений. Их по закону нужно направлять по электронным или факсимильным средствам связи. А вот на ваш вопрос «что делать, если письмо ушло в спам/не дошло/имейл неактуальный/не указан вообще», к сожалению, ответа в законе нет.
Датой уведомления считается дата его отправки, а не получения. Так что если сроки по закону вы пропустите ввиду несовершенств техники, доказать это будет невозможно”.
Роман Падалка, старший юрист практики технологий, медиа и коммуникаций “Юскутум”:
Як зазначається, прийняттям законопроекту №1230 законодавці намагались удосконалити захист прав інтелектуальної власності Державною митною службою, адже на таку необхідність вже давно очікують правовласники. Крім того, така необхідність обумовлена також і зобов’язаннями України привести положення Митного кодексу України відповідно до положень Регламенту (ЄС) про
митний контроль за дотриманням прав інтелектуальної власності.
Тому і ухвалені зміни, на думку законодавців, мають врегулювати порядок оформлення доставки малих партій товару та не допускати на ринок контрафактні товари, які дійсно доволі часто несуть потенційну небезпеку для життя та здоров‘я.
З метою запровадження нових підходів до ефективного захисту прав інтелектуальної власності правовласників, законотворці пропонують їм активніше залучатись до своїх прав. Адже митниця тепер не буде зобов’язана відшкодовувати збитки правовласникам, якщо вони не вжили заходів, передбачених у новій редакції ч. 1 ст. 397 Митного кодексу України (далі — МК України).
Не забули і про імпортерів. За умови, що імпортер зможе довести оригінальне походження товарів, затримку в логістиці через митне оформлення можна буде виключити.
Ми не вважаємо, що, наприклад, тепер посилки із-за кордону фізичних осіб будуть відразу затримувати та навіть знищувати лише за підозрою, що ви порушили чиїсь права інтелектуальної власності.
Адже по-перше, в ухваленому законопроекті мова йде про призупинення насамперед «митного оформлення товарів, а по друге, це буде застосовуватись саме до товарів, інформація про права інтелектуальної власності на які зареєстровані в митному реєстрі об’єктів права інтелектуальної власності.
Визначення «оригінальних товарів» (ч. 1 ст. 397 МК України) повинне відповідати засадам Закону України «Про охорону прав на знаки для товарів і послуг» та не обмежувати правовласника забороняти використання знака переліком умов МК України.
На даний момент не можна визначити, яким саме чином буде відбуватися підтвердження оригінальності, а також які документи для підтвердження імпортери повинні будуть запитувати у постачальників.
Детальний порядок дій митних органів, пов’язаних в особливості призупинення митного оформлення та знищення невеликих партій товарів, що переміщуються (пересилаються) через митний кордон України в міжнародних поштових відправленнях, ще не прописаний.
Як бачимо, даний законопроект є непоганою ініціативою, але все ще потребує серйозного доопрацювання.