В 2019 году рекрутинговая компании Values Value и платформа, объединяющая инди-разработчиков с инвесторами, издателями, менторами Achievers Hub собрали данные о геймдев-индустрии в Украине: компании, инди-разработчики, зарплаты. Основатель Achievers Hub Елена Лобова и СЕО Values Value Алина Мудрая в колонке для AIN.UA рассказали о результатах исследования.


В сфере игр работает треть от всего количества сотрудников игровых компаний постсоветского пространства. Украина все чаще привлекает к себе взгляды (и не только взгляды) европейских и азиатских компаний. Последние два года стали знаковыми для украинской индустрии — 10% сегодняшних геймдев-студий были основаны в течение 2018 года, и тенденция роста лишь усиливается.

Уже довольно давно в Украине работают офисы многих крупных международных компаний, такие как Gameloft, Ubisoft, Plarium, Playtika, Wargaming. В последний год-два активно открывают свои студии и новые иностранные геймдев-игроки. В их числе успешный французский разработчик гипер-казуальных игр Green Panda Games (которого недавно купил Ubisoft) и амбициозная китайская студия Skymoons.

Недавно международный гигант Voodoo инкорпорировал украинского разработчика игр H8 Games, чьим издателем он ранее был. Игры, изданные Voodoo, установлены более 1,5 миллиарда раз, а проект, созданный харьковчанами из H8 Games стал самой скачиваемой мобильной игрой 2018 года в мире. Некоторые разработчики из Украины незаметно покоряют чарты платформ Google Play и App Store, завоевывают целые ниши в мировом масштабе.

Ландшафт украинского геймдева

По данным исследований Values Value (Большой зарплатный опрос 2017, 2018, 2019) и Achievers Hub (Карта геймдева Украины), большинство компаний из стран постсоветского пространства в геймдеве разрабатывают собственные игры. Что довольно неожиданно, зная, что регион, в основном, известен аутсорсом: Украина регулярно занимает лидерские позиции в опросах External Development Insights, проводимых Electronic Arts. Если говорить о направлениях, то это в основном мобильные тайтлы, хотя есть и компании, которые работают над крупными проектами для других платформ. Украина давно известна созданием ПК и консольных проектов, в числе которых S.T.A.L.K.E.R, «Казаки», METRO 2033. И в ближайшем времени их ряды могут пополниться. 

В истории украинского геймдева есть случаи, когда успешные проекты переросли в крупные компании, оставшись при этом скрытыми от взгляда широкой публики. Название AB Games стало звучать в геймдев-комьюнити лишь в конце прошлого года, хотя компания существует с 2009 года. Компанию можно смело можно назвать «скрытой жемчужиной» геймдева Украины. Еще в 2014 году она выпустила игру жанра free-to-play Hidden Object «HiddenCity: Загадка Теней», которая с 2017 года и по настоящее время — одна из самых популярных в этом жанре в мире. Без малого 40 миллионов скачиваний, из которых 24% — в Японии, 17% — в США. Общие сборы — более 170 миллионов долларов. Игра входит в топ-3 по доходам в жанре adventure в США, и занимает первое место Японии среди пазлов. Команда состоит из более чем 120 человек, а ее офисы находятся в Лимассоле, Киеве, Ровно, Днепре и Харькове. Ее основатель Антон Большаков занимался разработкой игр с 19 лет. Он непосредственно создавал международный хит в жанре стратегии в реальном времени «Казаки. Европейские войны», и затем культовую игру S.T.A.L.K.E.R. До сих пор эти проекты — визитные карточки Украины на мировом рынке геймдева.

Создав свою компанию, Антон сделал ставку на создание особой творческой атмосферы внутри команды. В 2019 году компания начала активно продвигать себя на рынке работодателей геймдева и даже получила премию Red Dot в Brands & Communication Design – одного из самых известных и значительных дизайн-конкурсов мира за логотип и корпоративный дизайн. Это чуть ли не первый случай, когда у геймдев-компании получилось что-то подобное.

Параллельно с увеличением числа рабочих мест в геймдев-индустрии Украины, развивается профильное образование. Увеличивается число частных учебных организаций и курсов, организованных профессионалами из геймдева. Например, Games Academy, которая существует уже несколько лет, и активно расширяет круг направлений для обучения. Сейчас ребята предлагают программы для геймдизайнеров, художников, тестировщиков и программистов.

Успешно работает и украинская школа компьютерной графики и цифрового рисунка ArtCraft, она также начинает покорять зарубежные рынки. Также есть целая серия онлайн-курсов, которые создают в том числе в Украине. Например, весной вышел первый системный онлайн-видеокурс об индустрии разработки игр «Введение в геймдев», который дает четкое представление о том, чем живет индустрия, как создаются игры. Известные и крупные образовательные компании также видят спрос на геймдев-образование. Так, академия «Шаг» планирует открытие курса по геймдеву.

Кто открывает геймдев-студии в Украине

Чаще всего офисы в Украине открывают европейские и азиатские компании. Бывает, уже существующие студии покупают целиком, но чаще всего при условии, что у иностранного инвестора есть успешный опыт взаимодействия с этой компанией из Украины. Как правило, партнеров-аутсорсеров или разработчиков приобретают их коллеги, заказчики или иностранные издатели. Как в ситуации с упомянутыми ранее Voodoo и H8 Games. С компаниями-партнерами коммуникация уже наладилась и меньше культурные отличия. 

С азиатскими компаниями разница менталитетов  заметнее. Поэтому азиаты обычно ищут главу офиса, обязательно местного специалиста, который организует всю операционку. То есть, возьмет на себя все хлопоты, начиная с открытия офиса, юридического лица, и продолжая бухгалтерским и юридическим сопровождением и заканчивая ролью HR. Для такого специалиста обязательно знание английского языка на высоком уровне. К другим сотрудникам, которых потом нанимает компания, языковые требования, как правило, ниже.

Кого нанимают иностранные компании

При том, что в Украине отсутствует высшее образование в сфере геймдева, в стране довольно высокий уровень технических вузов, и здесь активно растет пул талантов в программировании. Традиционно сильными считаются украинские 2D и 3D-художники. Именно на них стабильно высокий спрос у иностранных компаний. Уровень зарплат в Украине существенно ниже, чем в Европе и США. Три года подряд Values Value проводит большой зарплатный опрос местного геймдева. Данные 2019 года по Украине можно посмотреть здесь

Зарплаты в индустрии сильно разнятся от региона к региону, от компании к компании. Сам рынок труда не структурирован, есть большое число небольших студий, есть много инди-команд, достаточно начинающих специалистов и свитчеров (то есть тех, кто, получив опыт в других индустриях, пришли в геймдев за самореализацией). В целом весь геймдев базируется на продуктовой разработке и внутренней мотивации специалистов: это в большинстве своем люди, которые мечтают делать именно игры. Все это влияет на общий уровень ЗП в индустрии и не всегда в плюс. 

Согласно результатам Большого зарплатного опроса геймдева, специалисты уровня Middle в программировании зарабатывают в Украине $1350 в месяц (по медиане), художники — $1200 в месяц, геймдизайнеры — $900 в месяц. Ежемесячные доходы специалистов уровней Senior и Team Lead составляют для программистов $2700-$3100, художников — $1800-$2100 и геймдизайнеров — $1450-$1700 . Медианная зарплата топ-менеджеров в Украине по итогам ЗП опроса — $2500 в месяц. 

Вместе с тем, в последний год-полтора усилилась тенденция к увеличению зарплат востребованных и высококвалифицированных профессионалов самых разных направлений в два, три и более раз в сравнении с медианной зарплатой в направлении (данные ЗП опроса). Основываясь на внутренних данных Values Value, иногда ведущий программист может получить в Украине оффер около $5000 в месяц, крутой геймдизайнер — до $4000 в месяц, опытный специалист в арт-дирекшене — $7000 в месяц, а топ-менеджер — более $5000 в месяц. 

Привлекают иностранные компании в Украину и особенности украинского менталитета: трудолюбие, высокая обучаемость и адаптивность. Для азиатских бизнесов, которые стремятся выйти на мировой рынок это, — золотая жила с учетом приближенности украинского менталитета к европейскому и американскому. То есть, украинцы могут выступать проводниками из Азии на Запад, в том числе с точки зрения продюсирования, маркетинга и художественной стилистики игр. Кстати, уровень зарплат украинских специалистов часто сопоставим с ЗП в Азии, но именно фактор «проводника» порой решает в пользу украинцев.

Трудолюбие украинцев играет на руку и при трудоустройстве в европейские компании. В последние годы многие европейцы стараются сохранять баланс между работой и жизнью, поэтому работа по 5-6 часов в день в Европе перестает быть исключением из правил. 

Если раньше специалисты из Украины чаще воспринимались как рабочие руки, то сейчас здесь растет именно креативный класс в разработке игр. Все больше талантливых геймдизайнеров, продюсеров, маркетологов получают опыт в крупных международных компаниях, которые зашли в Украину, или в аутсорс-студиях, получивших опыт работы с крутыми международными издателями игр. Они познакомились и переняли их бизнес-процессы, культурные особенности, корпоративные ценности. А международные компании научились работать с украинцам не только как с исполнителями, но и как с творческими единицами, которые могут сделать собственную игру: полностью разработать идею, воплотить ее в жизнь, и в общем-то достаточно самостоятельные.

Украина на карте геймдева

С каждым годом об Украине начинают больше узнавать, как о стране, где можно найти талантливых геймдев-специалистов с привлекательными для иностранных компаний зарплатами.  Всплески интереса происходят благодаря новым компаниям, которые открывают студии в Украине или расширяют свое присутствие, например, одесский офис Ubisoft а также аутсорсерам, количество которых тоже растет. Стало больше представителей украинского геймдева на международных конференциях, и это не только рядовые участники, а спикеры с крутыми докладами, Business Development специалисты, которые проводят успешные переговоры и мероприятия, развивая партнерства с иностранными компаниями 

В Украине нет государственной поддержки индустрии, а также поддержки профильных организаций, которые бы инвестировали в международный PR страны, как привлекательной геймдев-локации. Украина хоть уже и известна на международном рынке, ей все же не хватает заметности по сравнению с теми странами, которые вкладывают в национальный геймдев-бренд.  

Сейчас Украина, как разработчик игр, конкурирует за инвестиции и новые рабочие места с частью европейских стран, таких как Польша и даже Италия и Испания, где разработка игр только развивается и можно недорого открыть студию. Вместе с тем, основные конкуренты — это Россия и Беларусь. Здесь плюс-минус одинаковые зарплаты, стоимость жизни и пул талантов. Кроме того, в Украине довольно привлекательная юридическая и налоговая системы, также действует безвизовый режим с Евросоюзом. Все это несколько усиливает позиции Украины.

Автор: Алина Мудрая, СЕО Values Value, и Елена Лобова, основатель Achievers Hub.