На рассмотрение депутатов скоро вынесут новый законопроект про медиа. Заместитель председателя фракции “Слуга народа” Евгения Кравчук в интервью изданию “Цензор.нет” рассказала о том, что он, в частности, будет обозначать деанонимизацию Telegram-каналов.
Что случилось?
Сейчас готовится к рассмотрению новый законопроект, который будет регулировать рынок медиа в стране. Он еще не зарегистрирован в парламенте, но его текст уже выкладывали в онлайне. 14 января депутат Евгения Кравчук прокомментировала в интервью одну из его норм, которая предписывает раскрывать собственников медиа.
По ее словам, отдельные Telegram-каналы по нормам этого проекта, будут считаться медиа, и соответственно, должны будут раскрывать структуру собственности.
“Если это Telegram-канал “Вася Пупкин”, то надо понимать, что по этому каналу его владелецем является, условно говоря, Василий Иваненко. По законодательству, органом, который может обращаться к медиа, будет Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, но у него будут более расширенные полномочия”, — отметила депутат.
“Меня очень удивляет, когда медиа цитируют информацию с анонимных Telegram-каналов. […] А Telegram-каналы в том числе и убивают доверие к медиа”, — добавила депутат.
Почему это может быть полезно
По мнению Алены Деньги, основательницы Telegram-канала “Ветер дует” и соавтора канала Digital Masons, это — правильная идея, поскольку Telegram-каналы стали одним из инструментов влияния на политическую ситуацию.
“Под выборы в Украине появились десятки и даже сотни политических и новостных каналов, которые быстро собрали аудиторию, в некоторых из них охват одного поста достигает 70-120 000 пользователей. В них публикуется информация без первоисточников, иногда фейки, политические вбросы.
Нужно понимать, что для того, чтобы собрать канал на 10 000 читателей требуются финансовые вложения, прокачать канал до 200-400 000 – это значительные суммы денег, тысячи и десятки тысяч долларов. А что мы знаем о создателях топовых новостных каналов? Об их мотивах? О финансировании? Ежедневно какие-то люди «скармливают» аудитории какие-то сообщения с определенным нарративом. Что хуже – некоторые «журналисты» принимают такие анонимные каналы за источник и дальше сеют непроверенную, фейковую информацию, влияя на более широкое число читателей.
Чем это может обернутся? Мы уже знаем пример албанских школьников, которые игрались с фейковой информацией о Трампе, чтоб заработать на кликбейте – исследования показали, что таким образом они помогли кандидату получить от 1 до 2% голосов”.
По словам эксперта, в отличие от Facebook, который после скандала с Cambridge Analytica дал доступ к данным о владельцах страниц, в Telegram не спешат открывать подобные данные.
Почему это может быть не всегда полезно
Как отмечает юрист общественной организации «Лабораторія цифрової безпеки» Вита Володовская, в законопроекте речь все же идет не о непосредственной обязанности раскрывать владельца канала, а о случаях, когда за такой информацией обращаются госорганы:
“Новый законопроект о медиа содержит довольно широкое определение “онлайн-медиа”, к которому можно отнести, в частности, и Telegram-каналы, которые занимаются медиа-деятельностью.
Для онлайн-медиа законопроект предусматривает обязанность обнародовать и регулярно обновлять на сайте (или в онлайн-профиле) исходящие данные: официальное название, контакты (адрес, телефон, email), а также идентификатор онлайн-медиа в реестре, если оно зарегистрировано. Регистрация для онлайн-медиа —добровольная, если оно — не платное.
Таким образом, непосредственно указывать владельца канала законопроект не обязывает.
В то же время, Нацсовет получает полномочия раскрывать такую информацию практически в любое время. В соответствии с международными стандартами, анонимность является гарантией свободы выражения взглядов. Лишение этого права может быть оправданным только в обоснованных случаях. Например, если лицо распространяет незаконный контент: призывы к насилию, нарушение территориальной целостности, другую информацию, угрожающую жизни и здоровью людей, и т.д.
Учитывая это, в законопроекте важно сузить полномочия Нацсовета по получению такой информации, предоставив обоснованные и исчерпывающие основания, которые отвечают международным принципам”.