Издание Protocol написало о попытках Боливии занять ключевую роль в мировых поставках лития. У страны крупнейшие разведанные запасы этого редкоземельного металла, но не получается построить индустрию. AIN.UA коротко пересказывает текст.
Солончак Уюни — высохшее озеро, расположенное на высоте 3,5 км над уровнем море. Его видно даже из космоса, а под белоснежной поверхностью скрываются крупнейшие в мире разведанные запасы лития. Этот металл — основа батарей, которые сегодня можно найти в ноутбуках, смартфонах, автомобилях и энергетических хранилищах.
Уже десятилетие Боливия пытается построить на этом экспортную индустрию — и все безуспешно. Первым об этом заговорил бывший президент Эво Моралес, который в ноябре 2019 года ушел в отставку после обвинений в фальсификации выборов и покинул страну. На весну 2020 года назначены новые выбора. И помимо политического будущего, они могут решить судьбу литиевых запасов.
Рыночная ситуация
Сегодня у Боливии «странное» положение на литиевом рынке.
С одной стороны — крупнейшие запасы, под солончаком Уюни геологи нашли около 21 млн тонн металла. Австралия, которая сегодня лидирует по производству лития, обладает втрое меньшими ресурсами. А ведь у Боливии есть еще и до конца не изученные месторождения.
С другой стороны, боливийский литий — проблемный. Он сильно смешан с другим, близким по периодической таблице металлом, магнезием. Их разделение требует большого количества энергии и химикатов. Сегодня чистейший литий в мире добывают в чилийской пустыне Атакама, там изначальное соотношение магнезия к литию составляет 6:1. В солончаке Уюни пропорции 20:1.
Это, а также плохое качество инфраструктуры, отсутствие выхода к морю и дождливая погода частично объясняют, почему Боливия пока не продает литий. Нужен надежный поток чистого металла — в этом лучше преуспевают Чили и Аргентина. Но это не значит, что страна не пытается.
Тем более, что рынок растет. В 2019 году мировой спрос на литий составил 275 000 тонн, к 2025 он должен утроиться на фоне бума электрокаров. Если заранее не вложиться в горнодобывающую инфраструктуру, индустрия столкнется с дефицитом.
Политическая история
Социалист Эво Моралес пришел к власти в 2005 году с заявлениями о том, что природные запасы должны служить на благо Боливии, а не иностранцев. Добычу лития решили индустриализировать через государственный бизнес, а страну — превратить в локальный хаб зеленых технологий.
В 2008 году литий объявили национальным приоритетом и стратегическим ресурсом. Затем основали госкомпанию YLB и выдвинули план из трех этапов. Первая и вторая фаза — создание пилотных проектов по добыче и обработке литиевых солей. Третья — создание государственно-частных партнерств с привлечением иностранных экспертов для коммерческого экспорта. На все это выделили более $1 млрд.
Дело двигалось медленно. Первая пилотная фабрика запустилась только в 2014 году. Она занималась производством хлорида калия — это удобрение, которое можно можно извлечь из соляных рассолов до экстракции лития. А также карбоната лития, который применяется непосредственно в производстве батарей. Как говорит один из экспертов, в принципе, стране удалось доказать, что она может построить полную производственную цепочку — от добычи до создания батарей.
Но масштабировать пилот оказалось сложнее. Для первого коммерческого запуска Боливия планировала построить фабрику на 30 000 тонн лития карбоната в год. Партнером для проектирования выбрали немецкую компанию K-UTEC Ag Salt Technologies — она сдавала дольше запланированного проект, а по ходу разработки его сократили вдвое. Стройка началась только в 2018 году, а оптимистический прогноз запуска — конец 2020 года.
Рынок тем временем успел измениться. Производители батарей стали опираться на другой химикат, гидроксид лития. Он позволяет создавать батареи с более низким уровнем содержания кобальта, большей емкостью и сроком службы. Спрос на карбонат лития стал снижаться.
В погоне за новым трендом, боливийское правительство в 2018 году вошло в кооперацию с другой немецкой фирмой, ACI Systems. Она ранее занималась дистрибуцией солнечных панелей, но в Боливии обещала применить «уникальный процесс» для эффективной добычи гидроксида лития. План — фабрика на 35 000 – 40 000 тонн химикатов к 2022 году. Большую часть лития будут экспортировать в Европу, где к тому времени будут производить по полмиллиона электрокаров в год.
Но это на бумаге, а в реальности проект начали последовательно критиковать. Подвергают сомнению как финансовые возможности сравнительно неизвестного партнера, так и заявления про уникальные разработки, которые не сопроводили должными доказательствами. А местные общины недовольны уровнем компенсаций, которые будет перечислять бизнес в их бюджеты.
В начале октября 2019 года начались протесты профсоюзов и соцработников. К 4 ноября правительство Моралеса объявило расторжении контракта с ACI Systems. А уже 10 ноября Моралес ушел с президентского поста.
Что дальше
Временное правительство назначило главой литиевого проекта Хуана Карлоса Зулету, боливийского экономиста и жесткого критика стратегии Моралеса. Неизвестно, сохранит ли он свой пост после выборов в мае — но свое видение Зулета уже предоставил.
Он не будет опираться на краткосрочные партнерства только ради повышения добычи. Его ориентир — создать локальную техническую экспертизу при поддержке иностранных экспертов. С компанией ACI Systems он сотрудничать не намерен.
Есть другие варианты: проект с консорциумом китайских фирм на $2,3 млрд, договоренности с индийским правительством по созданию производственного альянса. Полностью отказаться от литиевых задумок будет сложно: страна уже инвестировала значительные средства, а при Моралесе национализацию минеральных ресурсов закрепили в конституции.
Но как говорят экономисты, если на новых выбора к власти придут консерваторы, они могут свернуть государственный план — и передать все в ведение частных компаний.
Как пишет Protocol, эта неопределенность показывает назревающую идеологическую борьбу за будущее «зеленой» революции. Вопросов назрело много: от того, кто будет разрабатывать месторождения до назначения поставок. Вскоре станет понятно, куда пойдет боливийский литий — на американские Tesla или локальный автомобильный рынок.