В конце марта американский стартап Bird сократил треть своих сотрудников. Это случилось на фоне коронакризиса: стартап предоставляет самокаты для поездок по городу, люди на карантине — поездок нет. Чтобы оптимизировать траты, 406 человек из более чем тысячи людей довелось сократить.

История попала в прессу, но не столько из-за сокращения, сколько из-за способа увольнения. Людей усадили перед компьютерами в Zoom, неизвестный человек прочел двухминутную речь, после чего они остались без работы. Некоторые даже заявили, что ролик был записан, а не прочитан кем-то вживую. Из-за этого процесс сокращения стал известным на весь мир: его даже называли серией «Черного зеркала», в котором машина увольняет людей за две минуты. 

В Bird работал украинец Руслан Назаренко. Редакция AIN.UA связалась с Русланом и попросила его рассказать, как произошло увольнение, почему он не в обиду на стартап, и что будет делать дальше. 

Руслан Назаренко

Сразу скажу, что я лично не присутствовал на общем звонке: у меня был другой рабочий колл. Но потом я слушал запись и говорил со своими коллегами, которые подключились. Сейчас в сети много спекуляций, что это был заранее записанный ролик, который просто воспроизвели. Получив запись, я на 100% уверен, что это ложь.

запись звонка

Как по мне, самый большой пробел со стороны Bird в этой ситуации — это именно коммуникации. Во-первых, что перед сотрудниками выступил не CEO компании, а никому неизвестный человек. Во-вторых, почему никто прямо не сообщил, что делается для спасения компании, какие шаги предпринимаются. Сейчас это выглядит так, что у всех все хорошо, но 400 человек сократили, Хотя по факту, мы со своей стороны боролись до последнего дня, чтобы сократить издержки и выровнять прибыль, а часть С-level отказалась от зарплат. В-третьих, не все менеджеры связались со своими сотрудниками уже после звонка в Zoom из-за того, что их — внезапно — тоже уволили.

Еще все широко обсуждают увольнение через Zoom. Мы уже четыре недели все работаем из дому из-за карантина, поэтому Zoom — единственно возможный вариант. Далее – уволить же нужно 400 человек. Если бы CEO говорил с каждым лично, на это ушли бы недели. Возможно, менеджеры могли бы поговорить со своими командами, но и тогда это были бы достаточно людные звонки: команды большие. Поэтому для меня в этом нет ничего такого. Zoom так Zoom.

Второй аспект — отключение компьютеров (у уволенных сотрудников сразу после звонка в Zoom отключились компьютеры – ред.). Не все знают, но в Bird весьма открытая компания в плане предоставления сотрудникам доступа к данным. Все знали, как мы зарабатываем и на что тратим деньги. Вплоть до проектов, которые должны будут быть запущены через полгода-год. Поэтому в компании приняли решение закрыть доступ после того, как людям сообщили об увольнение. Это просто защита данных, любая компания об этом заботится. Уволили — забрали доступы, не вижу в этом ничего плохого.

А вот на чем я хочу сделать акцент, так это на помощи компании сотрудникам. Давайте расскажу на своем примере: 

  • Я созвонился с своим менеджером, его менеджером и нашим СРО. Это была максимально приятная коммуникация.
  • Зарплата на месяц вперед и оплата всех неиспользованных выходных. 
  • Страховка на три месяца вперед для всей семьи.
  • Sign-in/relocation бонус остается в силе (по контракту я должен был бы вернуть эти деньги)
  • Мне оплатили юристов, которые помогают решить вопрос с визами. 
  • Официально я ухожу позже, чтобы у меня был больший зазор по визе. Так сделали со всеми, у кого такой вопрос открыт.
  • Все могут пройти серию тренингов по прохождению интервью, получить советы по CV и тому, как правильно получить хороший оффер.
  • В компании помогают искать работу. За первую неделю я прошел 20 собеседований, на этой — еще 25. Огромная команда людей помогают всем четырем сотням сотрудников найти новую работу, дают рекомендации и советует в лучшие стартапы/компании мира.

Мне сложно представить такое отношение к людям в других компаниях, если честно. Я уже вижу как Google такой говорит: «Ой, а у тебя виза? Ну, давай тогда позже ». Поэтому мне вдвойне странно видеть критические статьи в прессе, где руководство Bird осуждают: со своей стороны они поступили с людьми максимально лояльно. 

Другое дело, что не все понимали, в каком месте работают. Bird — один из самых быстрорастущих стартапов в мире. Сжигалось огромное количество денег, все вкладывалось в рост. И тут в один момент все наши рынки останавливаются, прибыль – падает. Очевидно, что дела идут не очень. Мы росли очень быстро и деньги были нашим топливом, именно поэтому мы привлекали их постоянно. Сейчас ситуация изменилась. Стартап — это риск, это нужно понимать. Именно поэтому я с пониманием отношусь к увольнению и не вижу в этом ничего ужасного.