Уже месяц в Украине карантин, что прямо отражается на местном бизнесе. Компании сокращают людей, сворачивают деятельность, режут бюджеты. В том числе и на маркетинг. Редактор AIN.UA поговорил с Валентином Панютой, бренд-лидером компании Fedoriv, как кризис в стране отразился на работе агентства.

Как это — креативить на удаленке? Сильно ли изменилось то, как вы работаете, как повлияло то, что не можете физически собраться вместе? 

Изменилась интенсивность встреч, потому что все, что раньше можно было решить перебрасываясь парой слов в офисе, теперь требует отдельного созвона. Но в то же время у людей сейчас больше ФОКУСа и по моим ощущениям качество и уровень проектов на карантине даже улучшились. 

Бытует мнение, что креативщикам нужно пространство и мир вокруг, чтобы креативить. Сейчас все сидят дома: влияет ли это как-то на качество идей? 

В комфортном офисе будет приятно работать абсолютно всем. И креативщики тут не исключение. Но в целом, офис совершенно не влияет на творческий потенциал человека. Этот потенциал или есть, или его нет. Поэтому качество идей связано исключительно с талантом, самоорганизацией и желанием создавать что-то действительно крутое.

Как ваша компания в целом переживает кризис? Есть, что изменилось, кроме удаленки?

Пока работы у нас стало только больше. Да, некоторые проекты остановились, но все остальные стали только интенсивнее. Дело в том, что мы никогда не являлись рекламным агентством в чистом виде. Сейчас сложно тем агентствам, которые были ориентированы исключительно на съемки рекламных кампаний. Мы же занимаемся системным маркетингом и совершенствованием клиентского опыта. На такие экспертизы сейчас очень большой запрос. Пока мы выполняем все обязательства по зарплатам, ни один человек не был сокращен. Так будет и дальше. Если мы поймем, что у нас стало меньше денег, это уменьшение испытают все в равной степени, но мы никого не бросим. И неважно, о какой позиции идет речь — о бариста, офис-менеджере или арт-директоре. 

В кризис первым режут маркетинг. Как ваши клиенты? Отказываются от запланированных ребрендингов, рекламных кампаний и т.д.?

Есть клиенты, которае полностью остановили проекты, потому что им нужно сейчас экономить. И мы относимся к этому с пониманием. Некоторым из них мы даже посоветовали это сделать сами. Но в нашем клиентском портфеле много больших компаний, которые не только не остановили свою деятельность в кризис, но и наоборот, участвуют в жизнеобеспечении всей страны. С такими компаниями мы в среднем запускаем по одному новому проекту в день.

Как в целом ведет себя рынок? Есть ли поток новых клиентов, остались ли старые? Насколько сократились бюджеты? 

У нас есть новые запросы, в том числе от иностранных компаний. В основном это онлайн-бизнес, который ищет быстрые решения и не готов экономить на партнерах с неубедительным портфолио или репутацией. Пока сложно сказать, насколько сокращаются бюджеты. Ясно одно — нам нужно переизобрести многие из наших традиционных продуктов. И дело не столько в их стоимости, сколько в их эффективности в новых условиях.

Кризис так или иначе ударит по многим компаниям и есть подозрение, что отложенного спроса может не быть. Как по вашему, рынок будет оживать долго, пока компании вновь заработают денег на мощные рекламные кампании?

Я бы не стал все сводить к рекламным кампаниям. Это всего лишь один из инструментов в маркетинге. И для больших системных брендов маркетинг не является какой-то nice to have, т.е. необязательной тратой. Пока будет существовать спрос и конкуренция, будет потребность и в маркетинге. Но, конечно, рынок уже не будет прежним. Креативной индустрии придется очень сложно и выживут только те компании, которые смогут переизобрести себя в новых условиях.


Как украинские предприниматели справляются с кризисом:

  • «За один день мы теряем около 1 млн гривен», — рассказывает СЕО «Мультиплекс-Холдинг» Роман Романчук.
  • «Сподіваємося уникнути скорочень виплат, але хочемо, щоб ви були до цього готові». Лист до співробітників «Нової пошти» від засновників компанії
  • «Усіх перевели на однакову базову зарплату», — Ярослав Ажнюк, CEO Petcube про коронакризу
  • «Пока мы несем убытки 100%» — рассказывает Марина Батуринец, школа Bazilik
  • «Задача — просто сохранить то, что создавалось годами», — делится Роман Тугашев, «Уличная еда»
  • Андрей Буренок, TripMyDream рассказывает о коронакризисе: «Наши доходы просели на 90%. Многие просто обанкротятся»