В колонке для AIN.UA руководитель Shablin Consulting Евгений Шаблин рассказал о налоговой ловушке для IT-компаний, которую могут применять в условиях ограниченного бюджета. А именно о том, что такое бестоварные операции и по каким критериям их определяют фискалы.


Украинский ІТ-бизнес сам себя сделал. Никто не занимался его развитием и поддержкой. Но он рос. ІТ-индустрия может гордиться экспортными возможностями. В 2019 году продажи ІТ-услуг за границу выросли на 15% в сравнении с предыдущим годом. В абсолютных цифрах наши ІТ-специалисты заработали $2,43 млрд (данные Госстата). Но это хуже, чем в предыдущих периодах, когда отрасль добавляла по 25–30% ежегодно. 

Чтобы не разрушать развитие, нельзя допускать налогового «хамства» к ІТ-отрасли. Небезопасно загонять ее в налоговый угол. ІТ-индустрия относится к категории «мобильных налогоплательщиков». Они не привязаны к определенной территории и могут быстро менять налоговые юрисдикции.

Возможно, правительство не замечает, но в мире уже идут «налоговые войны» между государствами именно за таких плательщиков.

Налоговые ловушки для ІТ-компаний 

Чаще всего доначисление налогов и штрафы к ІТ-компаниям применяются в связи с подозрением налоговиков в проведении бестоварных операций. 

Это такие операции, которых фактически не было, но налогоплательщики показывают в налоговой отчетности расходы по ним для того, чтобы снизить налоговую нагрузку и обналичить (вывести) средства. 

Например, заключается фиктивный договор о покупке услуг с фирмой-однодневкой, зарегистрированной на подставное лицо. Деньги, которые перечисляются такой компании, по бухгалтерии учитываются как расходы (из этой суммы не платятся налоги) и потом снимаются со счетов фирмы-однодневки (обналичиваются).

Но под признаки бестоварных могут попасть и реальные операции. 

Чтобы этого не произошло, рассмотрим «маркеры», которыми пользуются налоговики. При их наличии у фискалов появляются подозрения, что компания уклоняется от уплаты налогов.  

1. У контрагента нет трудовых ресурсов для обеспечения предоставления услуг 

Налоговики обращают внимание на общее количество работающих на предприятии, наличие у них соответствующего опыта в ІТ-сфере (или в сфере, в которой они предоставляют услуги), необходимых знаний и умений.

Предположим, если ІТ-компания заказывает услуги по разработке, тестированию и публикации мобильных приложений у фирмы, чей трудовой персонал ограничивается руководителем, который одновременно еще является учредителем, это не останется без внимания налоговой проверки.

Проблем будет больше, если при отсутствии работников налоговая выяснит, что ваш контрагент активно регистрирует налоговые накладные по реализации различных товаров (от унитазов и детских игрушек до рекламных и бухгалтерских услуг). Такое разнообразие углубляет сомнения фискалов.

2. Заказ у контрагента услуг, которые ІТ-компания предоставляет самостоятельно 

В указанном случае налоговики требуют документы о том, почему при наличии самостоятельной возможности выполнить заказанные клиентом услуги был привлечен соисполнитель.

Например, компания, которая специализируется на развертывании и настройке облачной инфраструктуры собственными силами, в отдельно взятом случае заказывает такие услуги у сторонней организации. Фискалы требуют документального подтверждения факта такой необходимости. 

3. У контрагента отсутствуют материальные ресурсы для выполнения договора 

У ІТ-компании могут возникнуть проблемы, если предприятие-контрагент, оформленное по адресу массовой регистрации, без активов в виде недвижимого/движимого имущества и т.п., фактически не присутствует по заявленному местонахождению.

Усложнит ситуацию, если контрагент при отсутствии собственной базы материальных ресурсов не сможет подтвердить, что он заказывал такие услуги у другой организации.

4. Недостаточность документов, подтверждающих существование хозяйственных взаимоотношений 

Это отсутствие переписки с контрагентом, направления ему коммерческого предложения, заключения предварительного договора, документов, подтверждающих переговорные процедуры. Желательно сохранять документы относительно товара (сертификаты качества, акт инвентаризации на складе, спецификацию). Отдельно – это правильность заполнения бухгалтерских документов (банковские реквизиты, накладные, акты и т.п.). 

5. Из содержания договора невозможно установить место, время предоставления услуг и идентифицировать их 

Это случаи, когда из документов не понятно, что за работы проводились контрагентом, какие процессы выполнялась, в какой промежуток времени и где это происходило. Чаще всего это встречается, когда в договоре используют термин наподобие «предоставление информационно-консультативных услуг» и т. п. В таких случаях в акте налоговой проверки будет указано: «не раскрыты ни содержание, ни объем предоставленных услуг». 

6. Несоответствие КВЭД контрагента тем услугам, которые он предоставляет 

Почти 100%-й аргумент для налоговой. Если КВЭД вашего контрагента – не те услуги, которые вы от него получили, то фискалы считают, что он не мог их выполнять. Абсурд, но надо учитывать. 

7. Отсутствие положительного результата от сотрудничества с контрагентом 

Это случаи, когда невозможно четко предоставить информацию о том, какой конечный эффект имели ваши хозяйственные взаимоотношения. Так называемый вопрос «деловой цели». Встречается, когда по результатам полученных услуг/работ невозможно ответить на вопросы: «что из этого вышло?»; «как выглядит?»; «где оформлено?»; «в чем помогает?»; «как используется в хозяйственной деятельности?» и т.п.

Фискалы требуют, чтобы был доказан факт необходимости заказа таких услуг и факт использования произведенного контрагентом продукта в хозяйственной деятельности ІТ-компании. 

8. Наличие отношений с контрагентом, в отношении которого существует уголовное производство согласно ст. 212 УК Украины (уклонение от уплаты налогов) 

Считаю, здесь все понятно. Все соглашения с таким контрагентом налоговиками могут рассматриваться через призму бестоварности. 

Резюме 

Ни одна отдельная причина не свидетельствует о бестоварности операции. Это все работает в комплексе и в различном сочетании. 

К сожалению, в условиях дефицита бюджета налоговая очень низко спускает планку. Под бестоварные попадают реальные соглашения. Добросовестным плательщикам доначисляют налоги и налагают на них штрафы. 

Если так случится, с большой достоверностью придется отстаивать правоту в суде. Из положительного – позиция судебной ветви власти. Довольно часто она принимает сторону налогоплательщиков.

Автор: Евгений Шаблин, руководитель Shablin Consulting