У жительницы Киева Елены Молодченко украли смартфон. Владелица устройство почти сразу заблокировала, но мошенники, по ее словам, все равно смогли получить доступ к monobank и вывести с банковского счета в около 72 000 грн. Редактор AIN.UA узнала версию пострадавшей, а также связалась с представителями monobank, чтобы узнать их позицию.

Что случилось?

Историю в Facebook описал сын пострадавшей, Олег Глущенко. Редакция AIN.UA связалась с Олегом для уточнения деталей. Приводим хронологию событий с его слов.

27 мая около 14:00 у его матери украли смартфон iPhone 11 из сумки в районе станции метро «Площадь Льва Толстого» в Киеве. Как только она поняла, что смартфон украли — обратилась к полиции в метро. В это же время ее сын Олег Глущенко заблокировал украденный смартфон удаленно:

Вечером того же дня Елена обратилась с заявлением о краже смартфона в Шевченковское отделение киевской полиции (документ имеется в распоряжении редакции AIN.UA).

После этого она попыталась рассчитаться картой monobank в «Сільпо». Но терминал не принял оплату из-за того, что на карте не было средств.

По словам Глущенко, его мама обратилась в службу поддержки, рассказала о краже телефона, где стояло приложение monobank, и попросила отменить все операции, которые совершались с этого счета после кражи. Всего мошенникам за это время удалось вывести со счета больше 72 000 грн (70 000 из них — кредитные).

Общаясь со службой банка, она узнала, что мошенники, используя SIM-карту заблокированного смартфона, успели вывести средства. На каком-то моменте банк заблокировал карту за превышение лимита, но мошенникам удалось ее разблокировать, общаясь с поддержкой банка, как рассказывает Олег Глущенко.

Позиция пользователя. Как мошенники получили доступ к monobank

Как Глущенко рассказал редакции AIN.UA, на новом телефоне подтянулись старые сообщения из Viber: так он с матерью узнали, что мошенники обращались в поддержку банка с просьбой разблокировать счет, и это у них получилось. Так они получили доступ к monobank.

доступ к monobank-1
доступ к monobank-2

«Банк утверждает, что кто-то вошел в приложение monobank и там совершал платежи, но этого точно не могло быть. Ни номера карты, ни CVV-кода у мошенников не было, iPhone был заблокирован. При этом банк отказывается предоставлять данные: с какого телефона совершали переводы и почему сотрудник банка так просто разблокировал карту», — рассказывает он.

доступ к monobank-3

По словам Олега, в тот же день в банке ему посоветовали обращаться в полицию и дали 3 месяца на покрытие кредитных средств.

«Следователь говорил, что банк неохотно делится данными и требует для этого (как и для отмены платежей) решения суда», — рассказал Олег журналисту AIN.UA.

доступ к monobank-4
доступ к monobank-5

По времени получается, что переводы с карты совершались уже тогда, когда iPhone был заблокирован. Судя по скрину выше, блокировка устройства произошла 27 мая в 16:17. А переводы с карты неизвестные совершали после этого времени:

доступ к monobank-6

Сейчас Олег с матерью консультируются с юристами, а также со следователями: как доказать банку, что средства украли и что возвращать их владелица карты не обязана.

Позиция банка

В monobank утверждают, что в приложение заходили с того же устройства, используя верный пин-код. И что имея на руках только SIM-карту, мошенники не могли бы этого сделать. Директор по маркетингу monobank Анатолий Рогальский так прокомментировал ситуацию AIN.UA (форматирование в тексте — редакционное):

«SIM-карта тут не при чем:

  • чтобы зайти в приложение monobank, нужно знать пин-код;
  • мы фиксируем, если клиент заходит с нового устройства, но операции были совершены с того же устройства, на котором клиент был всегда;
  • самое важное: тот, кто делал перевод, успешно и с первого (!) раза вошел в приложение клиента, используя пин-код на телефоне клиента.

Как писал Олег Гороховский у себя в Telegram-канале: около 30% наших клиентов не ставят пароль на телефон. Думаю, стоит напомнить читателям еще раз, почему так делать нельзя. А если клиент потерял телефон, нужно обратиться в поддержку, сообщить информацию об утере/краже телефона/отсутствию доступа к девайсу (например, если он в ремонте) и/или к карте, и мы тут же проведем все необходимые процедуры».