Сотрудники крупнейшего европейского финтех-стартапа Revolut, сооснованного украинцем, рассказали Wired о том как компания угрозами вынудила их уйти с работы и урезала зарплаты ради сокращения костов.
По статье или согласию
Около 50 сотрудников Revolut в ее офисах клиентской поддержки в Кракове и Порто были вынуждены уволиться с работы по собственному желанию. Иначе компания угрожала уволить их за неэффективность. Это не считая недавних сокращений 62 сотрудников из-за пандемии (по данным компании, это около 3% штата), которые Revolut анонсировала официально.
Сотрудницу краковского офиса поддержки Елену (все имена вымышлены) уволили внезапно – в ходе регулярного созвона с ее руководителем. Тим-лид, который еще недавно уверял ее, что она может не беспокоиться за свое место и с ее КPI все хорошо, поставил Елену перед выбором: либо она уходит по “согласию сторон”, либо ее увольняют по статье за неэффективность.
“Я подумала, что мне стоит обратиться за юридической консультацией, потому что я иностранка. Но они сказали, что у меня есть 30 минут на принятие решения”, – рассказала Елена.
Опасаясь за свою дальнейшую карьеру, она пошла на сделку с компанией.
Елена — не единственная иностранка в польском офисе поддержки Revolut. Поскольку компания обслуживает клиентов со всего мира, она нанимает иностранцев, которые могут общаться с людьми на их родном языке. После увольнения такие сотрудники по факту остаются в чужой стране без медицинской страховки и средств к существованию в самый разгар эпидемии. Более того, их визы могут аннулировать сразу после отмены карантина.
Отдай зарплату — сохрани работу
Незадолго до увольнений компания инициировала схему SSS – salary sacrifice scheme: сотрудникам предложили отдать часть своей зарплаты в обмен на опционы компании. В рамках соглашения любой сотрудник мог обменять часть своей заработной платы на удвоенную стоимость опционов Revolut. На момент сделки стоимость акции оценивалась в — $121.4 за штуку (актуальна на февраль 2020 года, когда Revolut привлек последний раунд в $500 млн с оценкой $5.5 млрд).
И хотя такой обмен позиционировали, как полностью добровольный, сотрудникам недвусмысленно намекнули, что если они не будут участвовать в SSS, компания будет вынуждена пойти на сокращения штата.
«Люди боялись. что их уволят. Несколько ребят признались мне, что отдали до 10% исключительно из опасений, что в первую очередь под сокращения попадут те, кто не участвовал в схеме», — рассказал источник в отделе HR.
В сообщении, которое разослала 495 сотрудникам глава команды поддержки Инна Грынева, был явный призыв участвовать в схеме.
«На сегодня почти 20% всего штата компании подписались на пожертвования. В Поддержке мы набрали только 44 человека [из 495], и это очень мало.
Наша цель использовать SSS как альтернативу вынужденным увольнениям и другим мерам сокращения расходов. Успех SSS зависит от нас всех. Если этого будет недостаточно, к сожалению, мы будем вынуждены пойти на то, чего пытаемся избежать. Позитивное влияние SSS может быть достигнуто, только если мы будем работать сообща».
Другие тимлиды разослали своим командам похожие по содержанию сообщения. На самом деле, по данным источников в HR, схема с пожертвованием зарплат никому бы не спасла работу. Еще до ее запуска Revolut сформировала длинный список из имен сотрудников, которых HRрам надлежало уволить, но уже после запуска SSS.
По данным компании, на 11 мая 2020 года около 60% сотрудников приняли участие в схеме. Это позволит Revolut экономить по $900 000 в месяц в течение следующего года. Однако не все участники SSS сделали это действительно добровольно.
Это вообще законно?
По словам юристов, если такая схема может быть законна в Польше, то в Португалии базовую зарплату даже по взаимному согласию урезать нельзя – это прямое нарушение закона, за которое компания может быть привлечена к уголовной ответственности.
Более того, незаконной также была схема, по которой Revolut увольнял людей. Уход по согласию сторон лишает сотрудника права на компенсационные выплаты и возможность претендовать на другую роль в компании. И то, как Revolut вынуждала людей соглашаться на такой уход под страхом увольнения за неэффективность, может расцениваться как нарушение закона.
“Верховный суд Польши может расценить предложение сразу двух документов [на увольнение] одному и тому же сотруднику как криминальную угрозу сразу по нескольким статьям. Угроза заключается в том, что если ты не подпишешь согласие сторон, мы уволим тебя, потому что ты плохой сотрудник”, – комментирует польский юрист в области трудового права Гжегож Ильницки.
В Португалии компания попросила сотрудников быстро подписать увольнения по согласию сторон, не сообщая им, что юридически они не обязаны это делать. Одной из сотрудниц компания закрыла доступ к ее электронной почте и другим связанным рабочим учетным записям прямо во время встречи с менеджером и сотрудником отдела кадров. Однако женщина отказалась подписывать добровольное увольнение, если ей не улучшат условия ухода. После этого компания активировала ее учетные записи на следующий день, чтобы та могла продолжить работу.
Юрист по трудовым вопросам и помощник научного сотрудника Португальской совместной лаборатории труда, занятости и социальной защиты Филипе Ламелас утверждает, что такая выходка со стороны Revolut может расцениваться как преследование сотрудника.
Это не первый раз, когда Revolut использует сомнительные практики в области труда. В прошлом году выяснилось, что компания предлагает кандидатам на должности в биздеве и PR поработать бесплатно, чтобы получить шанс на официальное трудоустройство.
Представитель Revolut подтвердил Wired, что небольшая часть сотрудников была уволена. Он также заявил, что компания всегда соблюдает законодательство стран, в которых работает.
Нереальные KPI
После того, как коронавирус перерос в глобальную пандемию, Revolut потерял существенную часть клиентов (с 1,3 млн пользователей в день на февраль до 0,9 млн в марте). Это привело к тому, что нагрузка на многие департаменты, в том числе отдел поддержки, заметно снизилась.
Однако пропорционально снижать KPI для этих сотрудников в компании не стали. Для агентов саппорта они остались на том же уровне – минимум 60 чатов в день – но выполнить их физически невозможно, потому что люди просто не обращаются в поддержку с вопросами. Более того, некоторым командам даже повысили KPI.
По мере того, как в странах Европы постепенно отменяют карантин, пользователи возвращаются к Revolut. В мае активность вновь возросла до 1,1 млн пользователей в день. Однако после увольнений поддержка попросту не справляется с запросами.
“Теперь у нас постоянные беклоги, потому что многих уволили. Я думаю, они поторопились. А почему? Потому что им наплевать на людей”, – говорит один из агентов поддержки в Порто.
Обновлено: ранее в материале значилось, что в рамках соглашения с Revolut, сотрудник мог отдать до 100% своей зарплаты, получив акции в два раза дороже. На самом деле, отдать можно было часть зарплаты и получить акции в два раза дешевле. К примеру, сотрудник отдает $121, а получает $242 в акциях (первоначально мы указали, что отдает $121 и получает $60,5). Редакция AIN.UA приносит извинение за ошибку перед читателями.