Индустрия моды производит 20% глобальных сточных вод и 10% глобальных выбросов углерода. О том, как 3D дизайн одежды может повлиять на ситуацию и действительно ли развитие технологии позволяет использовать меньше ткани для производства одежды в колонке для AIN.UA рассказала Татьяна Бузань, 3D-дизайнер одежды.


Начнем с краткого описания технологии и возможности замены процессов, которые генерируют отходы и расход энергии полезных ископаемых.

Компоненты для создания 3D модели одежды

Для создания образца одежды необходимы следующие компоненты:

  • модель человека, которая называется аватар (англ. avatar). Дизайнер может задавать все параметры фигуры (рост, талия, обхват груди). Например, при разработке одежды для спортсменов используются аватары с заданными параметрами, которые характерны для данного вида спорта.
  • лекала (англ. sewing patterns). Готовые лекала могут импортироваться в программные комплексы или создаваться с нуля непосредственно в программе. Для того чтобы правильно разложить составные части изделия необходим опыт дизайна и создания реальных изделий.
  • параметры ткани, фурнитура, принты.

На базе компонентов дизайнер создает изделие и моделирует поведение аватара (прохождение по подиуму, бег, танец) для того, чтобы оценить как одежда поведет себя в реальной жизни. Важной составляющей является возможность выгрузки лекал для последующей передачи в производство.

Не погружаясь в детали производства разделим традиционный процесс создания одежды на этапы:

  1. эскиз/технический рисунок;
  2. создание лекал;
  3. создание тестового образца (пошив первого изделия);
  4. внесение изменений.

Теперь сравним на каждом из этапов, какие ресурсы используем без учета электричества.

Название этапаТрадиционный способ3D дизайн
Создание эскизаИспользование бумагиМожно без бумаги, но все таки наброски при вдохновении  предусматривают лист и карандаш
Подготовка лекалИспользование бумагиБез использования бумаги
Создание тестового образцаИспользование тканиТкань не используется
Внесение измененийПредусматривает использование бумаги и тканиТкань не используется

Сейчас технологии визуализации дают возможность имитировать поведение абсолютного большинства тканей на модели человека. Без использования тканей для первого образца есть возможность увидеть в каких местах есть потенциальные разрывы в случае взмахов рук и движения тела. Также видны все провисания ткани и другие моменты, которые увидишь только после пошива первого образца. 

Каждый 3D-дизайнер подтвердит, что самая сложная часть работы — это придание максимальной реалистичности изделию и последующее использование лекал для пошива одежды в промышленных масштабах.

Несмотря не все очевидные преимущества использования 3D технологии, при создании первых образцов коллекции мы экономим мизерную часть тканей и  ресурсов.

3D технология снижает риск покупки вещей, которые не подойдут покупателю

В традиционном подходе в каталогах брендов используются фото изделий на моделях. Технически, нет возможности учесть особенности фигуры каждого человека, поэтому мы в основном наблюдаем фото моделей размером S или M. 

В 3D-моделировании есть возможность показать одежду без человека что дает возможность покупателю более точно представить себя в одежде. Также мы на пороге массового использования виртуальных примерочных комнат. Все это снижает риски при покупке одежды в онлайн магазине, а потом возврате или выброса в мусорную корзину.

Все эти факторы снижают количество одежды, которая в силу разных причин выбрасывается и не утилизируется должным образом. 

А что если люди будут создавать цифровую одежду без ее отшива

Для людей, которым важно показать свою уникальность и вкус намного легче и безопасней для окружающей среды будет заказать уникальную цифровую вещь, чем заказывать реальную одежду на изготовление которой используется много энергии и она сама имеет большие шансы стать мусором.

Таким образом человечество может избавиться от излишка одежды, которая на данный момент является показателем успешности и подчас подчеркивает статус человека. Согласитесь, что удобнее проектировать под себя комплекты одежды для дома, работы, спорта, а все другие идеи реализовывать в цифровых образцах.

Какие факторы не позволяют утверждать что технология 3D-дизайна максимально приближается к чистой?

  • При работе со сложными тканями, например, с мехом компьютеру необходимо дополнительное время на обработку изделия и создание фото или видео результата работы.
  • Непосредственно рендер видео может занимать десятки часов работы компьютеров.
  • Также все расчеты, изображения изделий и видео предусматривает использование серверов для хранения данных. 

Вывод

Развитие 3D технологий создания одежды позволяет снизить расход тканей и использование ископаемых источников энергии при пошиве одежды на следующих этапах:

  • создание первых образцов (минимальное влияние);
  • снижение риска покупки неподходящей одежды (среднее влияние);
  • переход одежды с реального объекта, который можно пощупать в цифровой (максимальное влияние).

Соблюдая минимализм в одежде человечество получает шанс показать свою индивидуальность и стиль создавая цифровые шедевры одежды и примеряя их в виртуальных шоу-румах, публикуя изображения в социальных сетях. Мы должны признать, что базовые потребности в одежде в большей мере удовлетворены для жителей планеты и на данный момент есть технология, которая может перенести наше стремление к красивым вещам в цифровой мир.

Автор: Татьяна Бузань, 3D дизайнер одежды