Ольга Мучник, основательница платформы для креативных конкурсов advertalist, рассказывает в колонке для AIN.UA, почему решила закрыть стартап и хочет найти вакансию, которой не существует.

Справка: Advertalist — платформа, где заказчик дает креативную задачу и выделяет денежное вознаграждение, каждый может прислать свой вариант работы, избранный победитель получает деньги.

Ольга Мучник

Мой стартап — advertalist

Когда я придумала advertalist, то не имела понятия, кто и где работает в этом направлении. Стала искать иностранные аналоги в маркетинге и дизайне, нашла и стала за ними наблюдать. Некоторые, типа 99designs, специализировались на логотипах, фирменном стиле, упаковке. Другие занимались видео-конкурсами. А вот третья группа, например,  Eyeka, Innocentive, HeroX, Mindsumo, проводили конкурсы на «придумать, переизобрести, переосмыслить». И прямо с главной страницы начинали уверенно предлагать инновации, прорывы и изобретения. 

Это не были конкурсы на абстрактные трендовые идеи «а давайте используем дополненную реальность для супермаркетов» или «добавьте линейку продуктов с искусственным мясом». От участников по умолчанию ожидались креативные идеи – быстрые в реализации, неожиданные, эффективные.  Кроме того, их часто требовалось изложить на 1-2 страницах. То есть ФОКУС этих платформ всегда был на понятных и практичных инновациях.

Придумать идеи новой программы лояльности для страховой компании Axa, новый продукт или услугу для владельцев домашних животных от Pedigree, предложить новую форму крышки для Coca-Cola. Каким может быть новый опыт употребления кофе, как выглядит стирка будущего или как полезно утилизировать кроссовки.

Именно эти платформы, с конкурсами на идеи и инновации, стали для меня ориентиром. Но у нас обычно был спрос на визуальные категории – дизайн баннеров, упаковки, мерча. Я рассчитывала делать такие конкурсы, но постепенно двигаться в сторону более амбициозных проектов. От многих конкурсов, которые появлялись на модерации, мы просто отказывались, понимая, что можно получить поток тактических задач как на фриланс-платформах. Но потом вернуться к конкурсам на идеи будет трудно.

Реализованные конкурсы старались сделать интересными, вызывающими креативный азарт, даже если речь шла о дизайне пакета. Хотелось привлекать людей, которым в кайф придумывать и строить сообщество, которое сможет дать ценность большим компаниям.

В 2019 году платформа доросла до 3000 авторов, мы провели конкурсы для Roshen, Prostor, Winetime, а перед Новым годом подписали рамочный договор с Киевстар для проведения ряда конкурсов. 

Большие клиенты – это долгое и сложное согласование. И конечно большая ответственность, которая возрастает, учитывая сотни конкурсных работ и необходимость их проверки на плагиат.

Например, текстовые заимствования в сценариях, визуальное копирование стиля или сюжета. Не говоря уже о сложности проверки идей, которые можно описать другими словами, но полностью заимствовать суть.

Иностранные платформы решают этот вопрос по-разному, ручные проверки или специальные программы. Но даже софт, разрабатываемый Google и Adobe, не дает полную гарантию. При этом на устоявшихся рынках людей удерживает от плагиата страх судебного преследования. А у нас пока Дикий Запад и могут появиться желающие рискнуть.

Более того, постоянно возникали вопросы от участников «А вдруг мою идею украдет заказчик? Конкурс пройдет, а он ее тихонько потом использует».

То есть тема интеллектуальной собственности на нашем рынке для всех острая и болезненная, прямо как политика. И любое подозрение или совпадение ведет к разбирательству. 

Хочу работать с инновациями

Итак, получалось, что впереди долгий путь в сторону конкурсов на инновации, новые инвестиции в систему проверки оригинальности и необходимость постоянно управлять риском плагиата. Примерно в это время я прочитала статью в Harvard Business Review «Какой тип инноватора нужен вашей компании?». Узнала себя в Адвокате и Мотиваторе и стала все чаще думать, что хочу сама работать с инновациями, а не быть организатором и посредником. 

Поэтому я решила закрыть advertalist и дальше искать не открытую вакансию, а компанию, которой интересны инновации и трансформация. Эти функции иногда выполняют маркетологи, бизнес-стратеги или сами топы. Отдельная позиция почти не встречается. Но у нее есть преимущество – человек, который сфокусирован только на инновациях, может как гончая охотится за идеями нового и полезного для каждого бренда, товара, услуги, проекта и внутреннего бизнес-процесса компании. Искать ситуативные и долгосрочные инновации, мелкие и масштабные, технологические и поведенческие. 

Почему я думаю, что подхожу на эту роль? У меня больше 10 лет опыта в консалтинге и внутреннем аудите, знание и практическое применение lean-менеджмента. Я аналитик, который пережил турбулентное и интенсивное погружение в креатив и маркетинг и получил опыт предпринимательства.

Мне хорошо знакома украинская и глобальная стартап-экосистема и все связанные с этим инновации через другие бизнес-модели, каналы дистрибуции, коммуникации и т.д. И наконец, я инфообжора, мне интересно все от пчеловодства до RFID-меток. Вообще-то это мой кошмар и слабость. Но это полезно с точки зрения инноваций, как конструктора идей и функций из разных индустрий, технологий и культур.

К слову, вот мое CV.

Автор: Ольга Мучник, основательница advertalist