Неоплаченный штраф за превышение скорости может привести к тому, что в какой-то момент вы останетесь вообще без денег. С такой ситуацией столкнулся украинец Антон Ткачев: из-за того, что его оплата не засчиталась, Государственная исполнительная служба заблокировала ему счета в «ПриватБанке» и monobank. Причем, если в последнем – только на сумму задолженности, то в «Привате» — целиком.
С похожей ситуацией сталкивались и другие украинцы. Почему так происходит и что делать – разбиралась редактор AIN.UA.
Что случилось
Антона оштрафовали 15 апреля за нарушение правил парковки, но штраф выписали за превышение скорости, так как сумма штрафа в этом случае ниже.
«Я сразу его оплатил, но похоже выбрал неправильную категорию (парковки, а не нарушение ПДД) при оплате. И скорее всего из-за этого мой платеж не проработали», — рассказал он в комментарии AIN.UA.
А 11 июня счета Антона в «ПриватБанке» и monobank заблокировали по распоряжению исполнительной службы. Причем, если в monobank заблокировали лишь небольшую сумму, то в «ПриватБанке» — весь счет целиком.
Антон обратился в поддержку банков, однако там ему помочь не смогли – направили к исполнительной службе. Тогда он отправил исполнительной службе по Viber квитанцию об оплате – и в тот же день чиновники направили распоряжение о снятии блокировки со счетов клиента.
В monobank средства сразу разблокировали, а в “ПриватБанке” сообщили, что на это потребуется 1-2 дня.
«Повезло, что заблокировали в дни, когда мне не нужны были деньги с карточек», — отмечает Антон.
Любопытно, что в кабинете водителя его штраф до сих пор висит как неоплаченный. Антон не исключает, что придется еще повозиться, чтобы сведения об оплате внесли в систему и он не остался вечным должником.
Почему так происходит
Как пояснили AIN.UA в «ПриватБанке», распоряжения о блокировке из-за неоплаченного штрафа поступают в банк от Государственной исполнительной службы автоматически — через специальную систему. И если в этом распоряжении не указано, какой именно счет и на какую сумму блокировать, банк вынужден заблокировать сразу всё.
«К сожалению, при выполнении постановления от исполнителей банк автоматически блокирует все счета. Чтобы банком не был наложен арест на отдельные карты – это должно быть прописано в самом производстве [распоряжении ГИС – ред.]. В противном случае владельцу карт следует обратиться к исполнителю, чтобы они прислали постановление о снятии ареста с конкретной карты, – комментируют в банке.
При поступлении к нам запроса о снятии ареста от исполнительной службы, ограничение будет снято в течение 1-3 рабочих».
К слову, до октября 2019 года, при бумажной процедуре (когда по сути между банком и ГИС велась бумажная переписка), разблокировка занимала несколько недель. В других банках Украины так происходит до сих пор.
Также, в «ПриватБанке» сообщили, что если на картах денег больше, чем сумма ареста, то можно снять разницу по обращению в банк.
В monobank, в отличие от «Привата», заблокировали только сумму задолженности. По словам сооснователя сервиса Олега Гороховского, это «очень сложная технологическая задача, и именно такие решения показывают разницу IT-возможностей [украинских банков – ред.]». Сами распоряжения от ГИС – как о блокировке, так и разблокировке – monobank получает через специальный информационный API исполнительной службы, поэтому реакция банка практически мгновенная.
ПриватБанк не прав. Мнение юристов
Как оплатить неоплаченный штраф, если арестовали все ваши деньги? И почему mono может заблокировать лишь часть средств, а «Приват» – нет?
Редактор AIN.UA попросила юристов прокомментировать, на каких основаниях ГИС блокирует счета украинцам, какова процедура блокировки и действительно ли блокировать необходимо все счета и на весь остаток.
Валерий Притуляк, частный исполнитель Исполнительного округа Одесской области, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского процесса НУ «Одесская юридическая академия»
На самом деле арестовать и списать деньги со счета человека в стране не так-то и просто. И исполнители, выполняющие решения судов и иные постановления о привлечении к административной ответственности, по закону, в первую очередь, обращают взыскание на деньги должника, находящиеся на его счетах.
В постановлении об аресте счетов исполнитель обязательно указывает, в каком размере он блокирует денежные средства человека (в случае Антона Ткачева как раз имеется нарушение со стороны “ПриватБанка” по блокировке всех денег на счету, а не той суммы, которую указал исполнитель) и обязательно указывает, что арест не должен накладываться на защищенные (зарплатные, пенсионные) счета.
Это постановление он и отправляет в банк. С «ПриватБанком» и monobank у исполнителя действует электронный документооборот – т.е. постановления при подписании ЕЦП исполнителем в тот же день попадает в банк.
К сожалению, с остальными банками обмен документами осуществляется в письменной форме (что увеличивает в среднем срок получения постановления об аресте/снятии ареста 7-10 дней).
Относительно возможности оплаты штрафа со счета, который арестован, по закону исполнитель после ареста денег самостоятельно изымает со счета человека необходимую сумму, после чего снимает все аресты и закрывает дело. Если человек не хочет дожидаться изъятия денег с его счета, то может оплатить штраф «свободными» от ареста средствами или наличными в любом отделении банка (но для этого нужно знать реквизиты исполнительной службы).
В то же время, еще одна проблема заключается в том, что Антону заблокировали больше денег, чем возможно бы понадобилось для погашения долга, так как система ареста счетов в Украине находится на уровне каменного века. На данный момент в профессиональном обществе исполнителей совместно с Министерством Юстиции Украины ведется работа по внедрению автоматического электронного ареста счетов исключительно в пределах суммы долга. Это позволит избежать таких негативных последствий, с которыми столкнулся Антон.
Евгений Чуприна, ассоциированный советник Intecracy Lawyers
К сожалению, такая ситуация имеет место быть в наших с вами реалиях. Деятельность Банка в данной ситуации регулируется Постановлением НБУ № 22 от 21.01.2004 года. Так, согласно Раздела 9 указанного Постановления, банк обязан выполнить арест средств, хранящихся на счете клиента, основываясь на постановлении об аресте средств государственного исполнителя/частного исполнителя, судебным решением или постановлением следственного судьи, суда, постановлений при осуществлении уголовного производства.
Арест может быть наложен на все средства, имеющиеся на всех счетах клиента банка, без указания конкретной суммы, или на сумму, которая конкретно определена в постановлении об аресте средств.
Если на счету есть средства в сумме, определенной документом об аресте средств, то банк арестовывает их на этом счете и продолжает выполнение операций по счету клиента. Если на счету клиента нет или недостаточно средств, то банк арестовывает все имеющиеся деньги на этом счете, и не позднее следующего рабочего дня письменно уведомляет орган/исполнительную службу, который прислал документ об аресте средств, о том, что на счете отсутствуют или недостаточно средств для его выполнения.
Во время действия документа об аресте средств банк в течение операционного дня останавливает все расходные операции по счету клиента – до тех пор, пока клиент не обеспечит сумму штрафа или не поступят предусмотренные законодательством документы о снятии ареста с денежных средств.
Как видно из анализа законодательства, у банков нет требования блокировать все счета или все средства на счете, а только ту часть, которую необходимо погасить согласно постановления об аресте средств.
С другой стороны, как это видно из разъяснения “ПриватБанка”, у них нет технической возможности блокировать только “нужную” сумму. Им гораздо проще заблокировать весь ваш счет, а вы уже потом разбирайтесь.
А кто сказал, что должно быть удобно?
Почему не прошла оплата штрафа
Проблема с оплатой штрафа Антоном, как предполагают в комментариях к его посту о ситуации на Facebook, могла возникнуть из-за ошибки в оформлении платежа через «Приват24».
В «ПриватБанке» заявили, что сервис оплаты штрафов через «Приват24» работает без сбоев, и сведения об оплате сразу подтягиваются в системе МВД.
«Все штрафы, оплаченные в «Приват24» автоматически попадают в базу данных МВД. Вовремя оплаченный штраф фиксируется как оплаченный сразу. Если штраф попал в ГИС, значит он не был оплачен своевременно, – пояснил пресс-секретарь «ПриватБанк» Олег Серга
У ГИС другая процедура – они не запрашивают данные об оплате. Кроме того, при исполнительном производстве к сумме штрафа добавляется оплата взыскания».
Возможно, этим и объясняется то, что monobank заблокировал Антону не 255 грн, на которые был выписан штраф, а 759 грн.