На строительство первого украинского телекоммуникационного спутника «Лыбидь» государственный «Укркосмос» получил $292 млн кредита от Канадского экспортного агентства. Пуск должен был состояться с космодрома «Байконур» в 2011 году, однако аппарат до сих пор недостроенный и сейчас находится в Красноярске.

Владимир Усов, глава Государственного космического агентства, в интервью изданию ЭП рассказал о возможных сценариях для украинского спутника. А также в целом прокомментировал состояние украинской космической отрасли: «все начинает разваливаться». AIN.UA кратко пересказывает главное. 

Фото: Facebook Владимира Усова

Предыстория

  • Кабмин принял постановление о создании первого украинского геостационарного телекоммуникационного спутника «Лыбидь» в 2007 году.
  • В 2009 государственное предприятие «Укркосмос», по заказу Национального Космического Агентства Украины (НКАУ), подписало контракт с канадской компанией MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (MDA). По условиям соглашения, пуск аппарата должен был состояться с космодрома «Байконур» в 2011 году. 
  • Финансирование в $292 млн ($254,6 млн смета + 14,86% надбавка за риски) выделило канадское экспортное агентство EDC под гарантии украинского правительства. Обязательства по нему составили 3,53% годовых на протяжении 10 лет.
  • В 2014 году следователи НАБУ обнаружили, что значительную часть этих средств присвоили чиновники «Укркосмоса». Аппарат «Лыбидь» с тех пор лежит на российском предприятии «Информационные спутниковые системы» — в Красноярске. Детально в причинах отложенного запуска редакция AIN.UA разбиралась ранее.
  • В 2019 году государство выплатило кредитные средства Канадскому экспортному агентству.
  • Сейчас «Укркосмос» вступает в права собственности спутником, однако договор на получение аппарата от российского предприятия недействителен.

Три возможных сценария

По словам Владимира Усова, существует несколько вариантов дальнейшего развития событий.

Сценарий первый — докапитализация проекта государством. Примерная сумма — $50-60 млн. Деньги пойдут на создание ракеты, тестирование спутника, его доработки и продление гарантийных сроков. Однако, этот вариант трудноосуществим: существует ряд политических факторов, среди которых — сотрудничество с Россией. «Государство может докапитализировать эту сумму, каким-то образом получить от России спутник, каким-то образом достроить ракету, где использовались российские детали и двигатели, и запустить этой ракетой наш спутник с «Байконура», отмечает Усов.

Сценарий второй — докапитализация проекта инвестором. Инвестор достраивает аппарат и запускает его на орбиту. Мощность будет распределена между Украиной и инвестором. Этот сценарий возможен, но только теоретически:

«Не скажу, что у нас есть очередь из инвесторов, которые в 2020 году придут инвестировать в спутник с такой сложной историей и находящегося на территории РФ», говорит чиновник. 

Сценарий третий — продажа прав на истребование спутника третьей стороне. Запущенный с подконтрольного РФ «Байконура» спутник связи и спецсвязи, опасно использовать с точки зрения национальной безопасности. Вырученные средства от продажи прав третьей стороне позволят построить новый украинский спутник.

По словам Усова, это три сценария от наименее к наиболее реалистичному.

Что дальше

  • Оптимальный срок на выбор сценария — 2-3 месяца. Решение должны принять на уровне правительства — будет собрана рабочая группа, включая специалистов Государственного космического агентства, «Укркосмоса», Минэкономики и будущих пользователей системы спутниковой связи.
  • В вопросе возвращения «Лыбидь» в Украину — российская
    компания «Информационные спутниковые системы» должна провести консультации с канадской компанией MDA. Последняя была владельцем спутника до момента его вывода на орбиту.

Еще пару деталей об украинской космической отрасли

  • Долги растут, отрасль не развивается. С одной стороны, нету внутреннего заказа, с другой стороны — поскольку это государственное предприятие, оно не может привлекать инвестиции международных партнеров. Однако о причинах недозработка с внешних контрактов в интервью не говорится.

«Все начинает разваливаться, процесс развала продолжается уже 20 лет. Если не реформировать этот процесс, то развал завершится крахом индустрии», говорит глава агентства.

  • Официальный бюджет Государственного космического агентства в 2019 году составил 537 млн ​​грн, однако реальная сумма — 80-90 млн грн. По словам Владимира Усова, на один космос в год заложено всего несколько миллионов долларов, что является мизерной суммой.
  • Чтобы стимулировать украинский космос в агентстве работают над пятилетней программой с бюджетом 30 млрд грн. Среди основных проектов доступ в космос, создание спутниковой группировки, развитие космической экосистемы и частного сектора. Концепция согласовывается в Минэкономики и Минфине.

«Каждый год должен быть $250 млн, из которых 50% инвестиции, 50% бюджетное финансирование. Чтобы на каждую бюджетную гривну была инвестиция от международных партнеров», говорит чиновник.