23 июля в Верховной Раде зарегистрировали законопроект 3933, которым предлагается особый налоговый режим для IT-компаний. Подробно мы писали о нем здесь. А уже 10 августа в Раду внесли альтернативный законопроект – 3933-1, соавтором которого стал Даниил Гетманцев.

Что предлагается в 3933-1

  • налог на зарплату штатного сотрудника ІТ-компании – 5%,
  • ЕСВ за сотрудника – 5%, но не менее двукратного размера минимального ЕСВ (2*1039,06 грн = 2078,12 грн),
  • вместо налога на прибыль ІТ-компании – аналог налога на выведенный капитал (касается только транзакций, связанных с выводом денег из компании – дивиденды, безвозвратная финпомощь и т.д.) – 18%.

В самом законе написано так: “141.9.1. Суб’єкти ІТ індустрії сплачують податок на прибуток за ставкою, визначеною відповідно до пункту 136.1 статті 136 цього Кодексу (18% -ред.)”. Однако в перечне, что именно облагается налогом, речь идет как раз про дивиденды, безвозвратную финансовую помощь и т.д.

Кто может воспользоваться

Государство предъявляет ряд требований к компаниям, которые смогут воспользоваться специальным налоговым режимом:

  • размер среднемесячной заработной платы работников IT-индустрии – не меньше 1200 евро по курсу НБУ;
  • удельный вес расходов компании на оплату труда в общей структуре расходов – не менее 70%;
  • размер экспортной выручки – не менее 70% от общего дохода (требование применяется, начиная со второго календарного года после получения статуса субъекта IT-индустрии),
  • компания внесена в Реестр IT-индустрии (об этом ниже).

Также законопроект дает определение статусу IT-сотрудника. Это человек, который работает в штате IT-компании (то есть пребывает в трудовых отношениях с юрлицом) и непосредственно задействован в ее деятельности.

В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2021, однако не ранее вступления в силу Закона Украины «О мерах по стимулированию развития IT-индустрии в Украине». Это смежный документ, в котором определяются условия получения юрлицом статуса субъекта IT-индустрии и порядок внесения в тот самый отдельный реестр IT-индустрии – на основании чего компания получит право на использование льготного режима налогообложения.

Примечательно, что в этом документе минимальная зарплата IT-сотрудника определяется на уровне 1500 евро, а не 1200. В нем также вводится возможность для специалистов сотрудничать с компаниями по контракту, а не только наниматься в штат. В остальном ключевые положения законопроектов совпадают.

Зачем нужен законопроект 3933-1

Документ разработан совместно Минфином, Минцифры и депутатами комитета о специальном налоговом и правовом режиме для “Дія.City” – свободной экономической зоны для компаний креативной индустрии, которая пока находится скорее на стадии идеи.

Получается, что если этот законопроект примут, “Дія.City” из концепта превратится в реальный проект. Как ранее отмечал его инициатор Александр Борняков, для реализации “Дія.City” необходимы законодательные изменения, а именно особые условия для креативного класса.

AIN.UA попросил Борнякова прокомментировать альтернативный законопроект и пояснить, почему он лучше, чем 3933.

Александр Борняков, замминистр цифровой трансформации по развитию ІТ

Річ у тому, що у законопроєкті № 3933 запропоновані пільгові умови оподаткування працюють тільки якщо мінімальна заробітна плата працівників складає $3743.

Згідно з аналітикою, яку нещодавно готувало Мінцифри, середня зарплата IT-спеціаліста в Україні складає $1200-1500. Тому режим оподаткування, запропонований у законопроєкті №3933, однозначно не запрацює, бо дуже маленька кількість фахівців взагалі зможе ним скористатись. Я вже не кажу про складність адміністрування (частина працівників платить 18% ПДФО, а інші – 5%).

Крім того, цей законопроєкт не враховує важливого моменту – як працювати компаніям за застарілим КЗпП. Коли ми говоримо про покращення умов для IT-галузі, справа ж не тільки в податках, гостро стоїть питання оформлення трудових відносин в компаніях.

До прикладу, наш альтернативний законопроєкт №3933-1 дає можливість працівникам компаній-резидентів “Дія.City” працювати по контракту. Адже нам важливо зберегти для фахівців гнучкість, ненормований графік та можливість одночасно працювати з багатьма замовниками, яку вони мали, працюючи як ФОП.

Також автори закону № 3933 не врахували критерії, за якими компанії зможуть скористатися пільговими умовами оподаткування, та хто буде вести реєстр цих компаній. У нашому законопроєкті № 3933-1 це чітко зазначено.

І найголовніше – ми впроваджуємо податок на виведений капітал (ставка 18%), який так довго очікують стартапи, венчурні фонди та компанії, які постійно розвиваються або багато інвестують у свій бізнес.