Иммиграционный юрист Филипп Орлов помогает своим клиентам менять страну проживания и управлять резидентством. Он подготовил для AIN.UA колонку на тему того, как IT-командам из Беларуси правильно организовать свой переезд в Украину и сколько это будет стоить.
Написать материал взялся после прочтения статьи о ситуации в Беларуси. К сожалению, нельзя просто так взять и погрузить команду в автобус и поехать работать в Украину. Этот материал будет полезен для владельцев и владелиц малого и среднего бизнеса из Беларуси, которые подумывают уехать, а возможно и перевезти свою команду в Украину.
Индивидуальный переезд – это дело одного человека. А когда речь идет о команде и семье, следует относится к этому как к серьезному проекту: бюджетировать, пошагово планировать действия, дробить их на мелкие задачи и распределять зоны ответственности. В каком-то смысле чем больше людей, тем проще (как ни странно), потому что для всех есть одно общее основание и, соответственно – общий план.
Конечно же, ситуация, когда у вас уже есть офис, представительство и действующее юридическое лицо в Украине хороша, но отличается она от той, где вам нужно это все сделать лишь тем, что вам все это нужно заиметь, а заиметь это можно в течении одного рабочего дня.
Более того, все это можно сделать удаленно по доверенности: получить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), зарегистрировать компанию и разрешение на трудоустройство для всей команды. Удаленно и за один день. Таким образом вы сразу после прибытия сможете начать оформлять временный вид на жительство на основании работы и бизнеса.
Это самый простой, абсолютно легальный и проверенный способ, а для IT-иммигрантов в Украине есть еще и довольно симпатичные преференции.
Шаг 1. ИНН
Первым делом вам всем нужно будет получить получить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Подать документы на ИНН нужно в центр обслуживания налогоплательщиков в любом районе. Это займет три рабочих дня и сделать можно как лично, так и по доверенности. Без этого документа вы не сможете совершать формальные действия, этот номер необходимо получить каждому сотруднику и, по желанию, членам их семей, если они планируют открыть счет в банке, например.
Шаг 2. Регистрация ООО
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это самая понятная во всем мире форма для предприятия, она подойдет вам как для работы так и для иммиграционных целей. Для начала следует определить учредителей, назначить вид деятельности, юридический адрес, выбрать название и найти украинского директора. Директор должен быть украинцем, это важно. Для регистрации нужно будет обратиться либо к нотариусу, либо в центр предоставления административных услуг региона, где будет ваш юридический адрес. Формально это дело на максимум три рабочих дня (можно лично, можно и по доверенности).
Шаг 3. Разрешение на труд
Теперь ваше новосозданное предприятие должно получить разрешение на трудоустройство иностранцев. Разрешение получается в центре занятости региона где зарегистрирована компания. То есть для всех ваших сотрудников, которые переезжают вместе с вами. Получение разрешения занимает около 10 рабочих дней и оно также может быть сделано по доверенности или лично, директором предприятия. Членам семьи разрешение делать не нужно.
Ниже некоторые тонкости, воодушевляющие, или нет, зависит от вашей ситуации:
- Для компаний, которые ведут деятельность в сфере IT, украинским законодательство предусмотрены следующие льготы:
- разрешение на трудоустройство и временный вид на жительство сроком на три года, а не на один, как для всех остальных;
- упразднено обязательное для других требование платить сотрудникам заработную плату размером в 10 минимальных зарплат;
- Если же компания не работает в сфере IT, то разрешение на трудоустройство и временный вид на жительство сроком на три года получают только учредители, которым еще и не нужно платить зарплату. Кто не мухлюет, тот не выигрывает, но если у вас в компании, которая будет основанием для иммиграции, будет двадцать учредителей и ни одного сотрудника, это не правильный и не остроумный способ мухлевать.
- Если ваша компания не работает в сфере IT, но вы решите использовать работу в ней, как основание для вида на жительство для ваших сотрудников, то они получат разрешение на труд и временный вид на жительство на один год.
Также вам нужно будет платить им заработную плату в размере 10 минимальных заработных плат, которая в подробностях выглядит так:
Работодатель всего потратит на ЗП на одного сотрудника в месяц – 57 620 грн, это 2095 USD.
Эта сумма состоит из:
- ЕСВ (единый социальный взнос) – 10390 грн + к ЗП, платит работодатель;
- НДФЛ (Налог на доходы физических лиц) 18% – 8501 грн, платит работодатель, вычитает из ЗП;
- ВС (военный сбор) 1,5% – 708,45 грн, платит работодатель, вычитает из ЗП.
Сотрудник должен получить на руки или на карту – 38 020 грн, это 1383 USD в месяц.
Шаг 4. Пересечение границы
У вас уже почти все готово! Пора получать штамп о пересечении границы Украины, целью поездки нужно обозначить работу/бизнес. Если вы подготовили все удаленно, то вы просто заезжайте. Если же вы оформляли все самостоятельно, находясь на территории Украины, то вам придется выехать и въехать. Важно, чтобы штамп о пересечении границы стоял после даты выдачи разрешения на труд.
Обязательно ознакомьтесь с информацией тут.
Это страница с разъяснениями о правилах пересечения границы в связи с COVID-19 для пассажиров из «зеленой» и «красной» зоны. Сейчас Беларусь находится в зеленой зоне, но данные обновляются каждый день, также по этой ссылке можно и нужно оформить обязательный страховой полис.
Некоторые ошибочно полагают что для въезда в Украину беларусам и россиянам нужна виза D, но беларусам и россиянам виза D не нужна.
Шаг 5. Получение самого временного вида на жительство
А теперь самое главное: получение временного вида на жительство! Это пластиковая карта, срок ее изготовления – 15 рабочих дней. Подавать на нее документы и получать нужно лично в главном управлении миграционной службы в регионе, в котором будет адрес вашей регистрации. При подаче вам нужно будет сдать биометрические данные (ладонь) и при получении верифицировать себя сканом той же ладони. Если у вас будет с собой ладонь и вы умеете ею пользоваться, то в общем-то, ура, теперь вы счастливый обладатель вида на жительство в Украине. Теперь вам не нужно выезжать из страны каждые 90 дней, нужно помнить только о сроках действия документа и вовремя его продлевать. Вовремя! Продлевать вовремя! Вов-ре-мя! Окей?
Напомню, что для учредителей и для сотрудников IT-компании временный вид на жительство будет выдан на срок 3 года, а для сотрудников не из отрасли IT и родственников на 1 год.
Шаг 6. Прописка
В течении 30 дней с момента въезда нужно где-то зарегистрироваться. Это обязательно. Иначе штраф. Для регистрация в Украине вам нужно обратиться в центр предоставления административных услуг в том районе, где будет ваша прописка.
Шаг 7. Семьи сотрудников и учредителей
После того, как сотрудники уже получили свои карты ВНЖ – могут въезжать их семьи, или же если семьи уже приехали, то им придется пересечь границу заново, чтобы штамп был после того, как трудоустроенным в Украине членом семьи был получен его ВНЖ.
Нужно будет иметь при себе оригиналы документов, подтверждающие родственные связи (свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей).
Семья – это официальный супруг/супруга и дети. Если брак не оформлен, это станет решаемой, но проблемой.
Член семьи получает ВНЖ на один год, на основании ВНЖ родственника, потом ежегодно его продлевает.
Дети до 16 лет не подлежат учету, их никуда не вклеивают и не вписывают. Детям нужна только прописка вместе с одним из родителей.
Шаг 8. Постоянный вид на жительство
О, это будет еще одно длинное приключение. Скорее всего, для получения постоянного вида на жительство вам нужно будет ориентироваться на основания для иммиграции для высококвалифицированных специалистов или инвестиции от $100 000.
Иммиграция для специалистов квотируется, это 5000 человек в год, из них 2500 в Киеве, а инвестиции потребуют документов о происхождении денег. Для начала вам нужно будет получить разрешение на иммиграцию, и ждать его придется около года, и только после этого подавать документы на постоянный вид на жительство. Выдается постоянный вид на жительство сроком на 10 лет, и все члены вашей семьи смогут получить его на основании вашего. Тут есть и квоты, и очень много нюансов и планов нашего правительства, и это материал для отдельной статьи, и я ее обязательно напишу 🙂
А еще на сайте Министерства цифровой трансформации Украины есть разная полезная информация, но то, что там описано, пока на практике не очень работает.
Нюансы про компанию
Желательно, чтобы ваш бизнес не был фиктивным трупом, а в нем велась живая деятельность и сотрудникам, которые получили ВНЖ на основании работы в этой компании, все-таки платилась ЗП. Это тоже нужно учитывать в план затрат.
Если фикцию обнаружат, то будут миграционные последствия, такие как аннулирование ВНЖ, штраф, депортация или запрет на въезд.
Минимальная заработная плата сейчас это 4723 грн, калькуляция затрат на выплату ЗП выглядит так:
- ЕСВ (единый социальный взнос) – 1039 грн, платит работодатель сверху к ЗП;
- НДФЛ (налог на доходы физических лиц) 18% – 850 грн, отнимает из зарплаты и платит работодатель;
- ВС (военный сбор) 1,5% – 71 грн, отнимает из ЗП, платит работодатель от ЗП;
Итого работодатель всего потратит на ЗП – 5762 грн ($210),
Сотрудник получит на руки, или на карту – 3802 грн ($138).
С 01.09.20 хотят поднять эту цифру, определяющую минимальную заработную плату, до аж 5000 грн, но пока это только законопроект.
И еще немного важных деталей
При хорошей организации весь процесс займет чуть больше месяца.
Это обойдется в $1000-1300 на человека, из которых около $300 — это различные официальные платежи, а остальное — работа юристов. При продлении эти затраты будут почти в 2 раза ниже. Можно сэкономить на юристе, это значительный кусок затрат, но тогда придется делать все самостоятельно.
Иммиграция — это процесс, который может сильно осложнить вам жизнь, если вы отнесетесь к этому безответственно. Или отдадите, например, секретарю или помощнику — не делайте так.
Большая часть информации описана на сайте миграционной службы Украины, информация доступна на украинском и английском языках.
Самое сложное в этом деле — организация и планирование процесса, по незнанию или невнимательности. Непонятно, с чего начинать и за что хвататься, и это удручающе удорожает процесс и сроки — вплоть до того, что через 90 дней придется покинуть страну.
В ближайшее время напишу продолжение — о том что делать дальше, как иностранцу после легализации получить доступ к онлайн возможностям в Украине, получить электронно цифровую подпись (ЭЦП), открыть счет в банке, расскажу про особенности финмониторинга в банках и другие особенности с которыми вам точно придется столкнуться.
И самое главное
Беларусы, пусть у вас там все получится и вам не придется никуда ехать и перевозить свои семьи и бизнесы, и пусть запасной аэродром останется запасным. До зустрiчi! Да сустрэчы!
Автор: Филипп Орлов, иммиграционный юрист