Основатель и руководитель компании Jooble Роман Прокофьев предложил в Facebook тест, который может повторить любой пользователь за пару минут в Excel. Цель: доказать, что часто предпринимательский успех — это обычное везение. Редакция AIN.UA с разрешения автора публикует статью.
Хотите за 5 минут с помощью обычного Excel доказать, что успешным предпринимателям просто повезло и больше никогда не переживать, что кто-то успешнее вас?
Пожалуйста.
Представьте, что у 200 предпринимателей есть по $100 млн (можно было бы написать просто по $100, но в миллионах считать интереснее). Открываете Excel/Sheets и в ячейке с A1 по A200 ставите всем 100.
Теперь каждый предприниматель делает ставку в $20 млн (запускает новый проект). С вероятностью 50% он либо удвоит свою ставку и получит 20, либо проиграет тогда получит -20. Это условие в sheets легко записать как “=A1+IF(RAND()>0.5,20,-20)” (знаю, уже где-то 90% людей бросили читать этот пост).
Теперь растягиваете эту формулу на 500 ячеек вперед (проводим 500 экспериментов). Что вы ожидаете увидеть на 500-м ходу?
Здравый смысл подсказывает, что у каждого предпринимателя должно остаться плюс минус те же $100 млн, так как математическое ожидание равно 0 (тут бросили читать остальные 10%). Проще говоря, если с вероятностью 50% вы выигрываете/проигрываете в 2 раза больше, то ничего интересно не должно происходить, вы будете топтаться на месте.
А что по факту? А по факту окажется, что 5 предпринимателей смогли увеличить свой капитал в 10 раз. Хм, и удивительный факт, что еще 5 предпринимателей умудрились проиграть в 10 раз больше, чем у них было.
Конечно же вы мне не поверите, поэтому я описал как я делал модель, чтобы вы могли повторить, но для тех кто верит, просто посмотрите график эксперимента:
Что у нас получается? 200 предпринимателей используют абсолютно одинаковую стратегию, но некоторые из них становятся сверх успешным, в тоже время как остальные — супернеудачники. Секрет успеха раскрыт, все дело в удаче!
Если вам понравился этот вывод, дальше не читайте, вам не понравится.
В моем нарративе упущен важный элемент: количество попыток. Даже если вы посмотрите на график суперсчастливчиков, вы увидите, что и на их пути были неудачные периоды.
Я думаю, первое что отличает успешных предпринимателей от неуспешных — количество попыток.
Любой нормальный человек боится провалов. Это больно, это неприятно, это бьет по самооценке похлеще любой кувалды. Неудачи выворачивают нас изнутри, цепляют инстинкты рептилии и на физическом уровне делают плохо. Вы не можете от этого защититься, но вы можете это принять.
Мне нравится метафора одного венчурного инвестора, что роль предпринимателя сродни туалету. Как и в туалете на предпринимателя постоянно испражняются (срут), клиенты рассказывают что ваш продукт никому не нужен, партнеры не хотят работать с никому не знакомой компанией, инвесторы убеждают, что ваш бизнес никогда не взлетит. А ваша задача быстро нажимать кнопку слива, чтобы успеть прийти к новому клиенту чистеньким и сверкающим. Иначе кто захочет сесть на грязный туалет?
Или вы можете себе представить младенца, который после первого падения уверенно так вам заявляет: «Знаете, попробовал ходить, вообще не мое, больно падать».
Откуда брать силы на новые попытки? Без понятия. Каждый сам находит свой смысл. Ребенок не спрашивает, откуда ему найти силы для следующей попытки, он просто встает и пробует еще раз. Опять падает, встает и идет дальше.
Достаточно ли этого для успеха? Нет, есть второе условие: нужно учиться. Каждый провал это новое знание почему не получилось. Вы можете удариться 1000 раз головой об стену, но после второго раза уже следовало бы поискать дверь. Или окно. Или динамит, чтобы взорвать эту долбанную стену. Невероятно трудно находить в провалах пользу, но как только мы научимся использовать их как новые знания, станет немного легче и много продуктивнее.
Keep trying, keep learning.
P.S. Не пытайтесь заменить в модели ставку 20% от капитала, вместо константы 20 (ставить 20% от своего капитала на самом деле ближе к тому как действуют предприниматели). Вы навсегда потеряете веру в заслуженный успех. Просто не делайте этого.
Автор: Роман Прокофьев, основатель и руководитель компании Jooble