Крейг Ньюмарк, владелец онлайн-доски объявлений Craigslist считает, что дезинформация разрушает демократию. По этой причине, бизнесмен поддерживает журналистику, вкладывая сотни миллионов долларов. Изданию Forbes Ньюмарк рассказал, как он планирует бороться с дезинформацией. AIN.UA приводит сокращенный перевод материала.

Фото: The New-York Times

Если сегодня зайти на сайт Craigslist, то покажется, будто вы оказались в 1995 году, когда Всемирная паутина только начала развиваться. Аналогично, Ньюмарк кажется гостем из прошлого, он не менялся на протяжении многих лет. Сейчас он владеет как минимум 42% сайта объявлений, выручка которого в 2019 году составила $760 млн. По самым консервативным оценкам, его состояние приравнивается к $1 млрд благодаря доле в Craigslist и сотням миллионам долларов прибыли, полученным за последние двадцать лет.

Сайт Сraigslist

С 2016 года Ньюмарк выделил $170 млн на журналистику, боролся с преследованиями журналистов, защищал кибербезопасность и честность выборов. По его мнению, эти сферы являются «боевым полем» информационной войны. Враг, по словам Ньюмарка, — это не просто иностранные соперники, а еще их внутренние союзники.

2020 год будет решающим годом для Ньюмарка — он покажет, не потратил ли он деньги впустую. Помимо больших пожертвований на развитие журналистики, он также регулярно раздает небольшие пожертвования в поддержку кибербезопасности и честности выборов.

Некоторые недавние пожертвования включают:

  • $1 млн для Global Cyber ​​Alliance — международной некоммерческой организации по компьютерной безопасности;
  • $150 000 национальной некоммерческой организации Women in CyberSecurity;
  • $1 млн в пользу Propublica за их проект Electionland;
  • $250 000 для некоммерческой писательской группы PEN America для борьбы с дезинформацией и преследованием онлайн;
  • $250 000 в пользу Girl Scouts  для финансирования программ кибербезопасности.

Ньюмарк посчитает свои пожертвования успешными, если «мы выберем целую группу людей, которые хотят защитить страну, которые честны и которые хотят бороться с коррупцией», – говорит он, касаясь темы предстоящих президентских выборов в США.

Как Ньюмарк поймет, что его деньги пропали зря? Если «люди, которые контролируют эту страну, будут подвергаться некоторому контролю со стороны наших иностранных противников и будут продолжать уничтожать нашу демократию», говорит он.

Ньюмарк считает, что здоровая пресса является основой функционирующего общества. Он пришел к этой идее еще в 1970 году, благодаря своему учителю истории в старших классах школы. «Учитель сказал нам, что надежная пресса – это иммунная система демократии», – вспоминает он.

Идея продолжала появляться в сознании Ньюмарка, и в 2016 году, после избрания Трампа, он почувствовал, что иммунная система демократии нуждается в некоторой помощи. В следующем году его друг Джефф Джарвис, журналист и профессор CUNY, сказал Ньюмарку прочитать Справочник русской информационной войны, опубликованный Исследовательским отделом Оборонного колледжа НАТО.

В справочнике излагается стратегия иностранных противников: распространение дезинформации в средствах массовой информации, стремление поляризовать различные группы в стране и вызвать возмущение обеих сторон, все с целью сеять хаос и дестабилизировать правительство. «Это произвело на меня довольно большое впечатление», – говорит Ньюмарк.

Его крупнейшие индивидуальные пожертвования с 2016 г. пошли на существующие и новые журналистские инициативы. В июне 2018 года Ньюмарк дал $20 млн «Высшей школе журналистики CUNY», которая после пожертвования была переименована в «Высшую школу журналистики имени Крейга Ньюмарка». В феврале 2019 года Ньюмарк дал еще $10 млн Колумбийской школе журналистики, чтобы запустить новый центр журналистской этики и безопасности.

Кроме того, в сентябре 2018 года он пожертвовал $20 млн на создание некоммерческой новостной организации под названием The Markup. Предполагалось, что она займется расследованием того, как крупные IT-корпорации влияют на повседневную жизнь Америки. The Markup казалась чрезвычайно многообещающим проектом, а в команду основателей входили лауреаты Пулитцеровской премии, программисты и специалисты по обработке данных.

Однако, разногласия по поводу направлений работы издания привели к увольнению главного редактора, Джулии Энгвин. Она публично пожаловалась на то, что одна из сооснователей сайта, Сью Гарднер, которая ранее работала в Wikimedia, подталкивала сайт к «выступлениям против IT-компаний».

После увольнения Гарднер, сотрудники редакции массово объявили об уходе. И все это произошло еще до запуска сайта. Сейчас Энгвин вернулась на пост главного редактора, Гарднер ушла, а сайт был запущен в феврале, на год позже, чем планировалось.

Во время скандала в The Markup, Ньюмарк оставался почти полностью молчаливым, и посвятил только один твит в апреле 2019 года. По его словам, молчание было необходимо.

«Этика финансирования некоммерческой журналистики такова, что я должен был не вмешиваться и не помогать. Кроме того, они и не нуждались в моей помощи».

Ирония в том, что Ньюмарк ФОКУСируется на журналистике как на одной из своих основных областей деятельности, ведь именно сайт Craiglist лишил газеты сотен миллионов долларов выручки.

По данным News Media Alliance (ранее Newspaper Association of America) до запуска Craiglist порядка 35,6% заработков печатных СМИ приходились на публикацию объявлений. Отказ Ньюмарка ответить на это в течение многих лет был ссылкой на исследование медиа-аналитика Томаса Бейкдала. Оно показало, что тираж газет сокращался задолго до того, как Craigslist появился из-за кабельных новостей.

Бейкдал также утверждал, что Craigslist был всего лишь одним из сотни онлайн-сайтов, которые отняли у газет рекламную выручку, от eBay (основан в том же году, что и Craigslist) до Autotrader.com (основан два года спустя). В 2018 году The New York Times, которая назвала Ньюмарка «газетным злодеем», обратилась к Бейкдалу.

Он ответил: «Если бы я представлял себе мир, в котором Craigslist никогда бы не был изобретен, я не думаю, что это что-то изменило бы».

Ньюмарк основал Craigslist в 1995 году, через два года после переезда в Сан-Франциско из Нью-Джерси и с 17-летним опытом компьютерного программирования в IBM. Сначала Craigslist был кураторским списком событий в Сан-Франциско, который Ньюмарк отправил по электронной почте друзьям и коллегам. Вскоре он превратил его в сайт объявлений, и пользователи быстро начали использовать сайт для продажи всех видов товаров.

Для монетизации Ньюмарк решил, что некоторые объявления – рабочие места, недвижимость, автомобили – можно будет размещать, только уплатив комиссию от $7 до $75, но большинство категорий будут бесплатными для пользователей.

В 1999 году Ньюмарк был генеральным директором в течение 10 месяцев, прежде чем он дал эту работу Джиму Бакмастеру, который до сих пор является генеральным директором. Хотя Ньюмарк по-прежнему сохраняет большую долю в компании, но, согласно информации на его странице в LinkedIn, понизил себя до «торгового представителя» и говорит, что больше не участвует в повседневной деятельности Craigslist.

Сайт чрезвычайно успешен. По словам Питера Золлмана, аналитика AIM Group, фирмы, которая специализируется на исследованиях в сфере тематических объявлений, в 2018 году его выручка достигла $1 млрд, хотя годом позже эта цифра уменьшилась на 27% из-за сокращения числа объявлений о вакансиях, а также усиления конкуренции со стороны венчурного проекта OfferUp и Facebook Marketplace. Тем не менее, с менее чем 50 сотрудниками и низкими накладными расходами, по оценке Золлмана, прибыльность компании приближается к 85%, причем почти половина этой прибыли получает Ньюмарк. 

Сейчас Ньюмарк продолжает наблюдать за происходящим в стране из своего дома. Он активно пишет в твиттере и часто репостит, делится новостями о выборах, дезинформации и журналистской этике или объявлениях о новых благотворительных пожертвованиях.

Независимо от того, что произойдет в ноябре, одно ясно: Ньюмарк будет продолжать делать то, что он делал годами.

«У меня есть много денег, которые я буду отдавать по мере того, как приближается закат моей жизни», – говорит Ньюмарк, которому в декабре 2020 года исполнится 68 лет.

Он говорит, что будет продолжать поддерживать развитие журналистики и кибербезопасности в будущем. Однако есть и несколько других областей, на которые он тратит деньги. К примеру, он потратил около $100 000 на спасение диких животных и и несколько сотен тысяч долларов в фонд помощи клубам, где выступают стендап-комики, которые закрыли во время пандемии.