В Верховной раде зарегистрировали отредактированную версию законопроекта №3637 “Про виртуальные активы”. В нем определяется понятие виртуальных активов и предлагается рассматривать их как нематериальное благо.
В случае принятия проекта закона блокчейн-бизнес в Украине сможет легально работать с криптовалютами, которые, по сути, и являются виртуальными активами.
Что изменится
Как сообщают в Минцифры, законопроект определяет понятие и правовой статус виртуального актива, а также вопросы прав собственности и осуществления сделок с такими активами в Украине.
- В частности, дает возможность открывать и использовать счета в банках для проведения операций с виртуальными активами. В то же время виртуальные активы не будут средством платежа.
Как пояснил в комментарии AIN.UA заместитель Министра цифровой трансформации по вопросам развития IT Александр Борняков, это будет работать примерно как валютный депозит – можно открыть долларовый счет, но платить с него в магазинах нельзя.
- В Украине смогут легально работать международные биржи, на которых происходят торги виртуальными активами. Однако для этого они (как и другие поставщики услуг связанных с оборотом критовалют) должны будут пройти госрегистрацию в Украине и подавать отчеты о своей деятельности в компетентные органы. В Украине создадут Государственный реестр поставщиков таких услуг.
- Участники рынка получат право на судебную и другие способы защиты прав на виртуальные активы.
- Любой в Украине сможет токенизировать (выражать в цифровой, юридически значимой форме) права на актив.
Токенизация – это подтверждение токенами прав на любое движимое или недвижимое имущество. Попробуем обьяснить на грубом примере. Допустим, владельцы квартиры на 100 кв.м. выпускают 100 токенов – по 1 на каждый м.кв. И продают 20 из них. Таким образом, покупатель этих токенов фактически становится обладателем 20-ти квадратов жилплощади.
Регулятором рынка виртуальных активов будет Министерство цифровой трансформации Украины.
Чем отредактированная версия отличается от старой
Это – вторая регистрация законопроекта в Верховной Раде. Ранее №3637 уже подавали в июне 2020 года, однако авторы затем отозвали его, чтобы доработать с участием представителей рынка и ключевых стейкхолдеров виртуальных активов.
“Основное отличие – мы классифицируем крипту как нематериальное благо. Типа как интеллектуальная собственность. В прошлой редакции был особый вид собственности, – пояснил редактору AIN.UA Борняков.
От этого зависит, какой стандарт бухгалтерского учета будет применяться, как это будут воспринимать правоохранительные органы, какие процедуры банки применяют при трансфертах”.
Надо отметить, что законопроект – рамочный. То есть механизмы и процедуры токенизации и других действий с виртуальными активами в нем не прописаны – проект их только определяет и разрешает. Ну а практическое применение будет прописываться дополнительные в подзаконных актах.