Apple производит телефоны iPhone и планшеты iPad, одновременно она курирует единственный разрешенный магазин приложений для них – App Store, а также инфраструктуру встроенных платежей. Правила App Store требуют, чтобы доступ к полностью платным сервисам можно было оплатить из приложения, Apple при этом должна получить комиссию в 30%.
Все больше компаний обвиняют Apple в неконкурентном поведении и завышенной комиссии. Редакция AIN.UA собрала самые известные конфликты с «яблочной» компанией.
Spotify vs Apple
Spotify обвинил Apple в неконкурентном поведении из-за выпуска единой подписки на свои сервисы Apple One. В комментарии The Verge компания заявила, что Apple злоупотребляет доминирующим положением на рынке и ведет себя нечестно по отношению к конкурентам, побуждая покупателей делать выбор в пользу своих продуктов.
«Мы просим антимонопольные органы оперативно пресечь антиконкурентное поведение Apple. Если этого не произойдет, сообщество разработчиков понесет непоправимый ущерб, а всеобщая свобода: слушать, учиться, творить, общаться — будет поставлена под угрозу», — заявили в Spotify.
Еще в марте Spotify пожаловалась на Apple в Европейскую комиссию из-за «нарушения конкуренции». Сервис обвинил компанию в манипуляции App Store для создания преимущества для Apple Music перед конкурентами.
Как отметил гендиректор Spotify Даниэль Эк, сервис решил подать жалобу после «безуспешных попыток решить проблемы напрямую с Apple». По его словам, компания управляет и iOS, и App Store, которые используют во всем мире около миллиарда человек. Эк пояснил, что в теории это «нормально», но Apple «дает себе несправедливое преимущество на каждом шагу».
«В последние годы Apple ввела правила в App Store, которые ограничивают выбор и тормозят инновации в пользовательском опыте. По сути [Apple] выступает и игроком, и судьей, и намеренно ставит в невыгодное положение других разработчиков приложений», – отметил Эк.
По мнению главы Spotify, 30%-ный «налог» в App Store направлен на то, чтобы сервисы увеличивали цены своих подписок и они были выше, чем у Apple. В этом случае компаниям либо приходится занижать цену и покрывать комиссию из собственных денег, либо увеличивать стоимость услуг.
Basecamp vs.Apple
Создатель Ruby on Rails и основатель Basecamp Дэвид Хейнемейер Ханссон рассказал, что Apple отказалась пропускать обновления его почтового клиента Hey, пока разработчики не внедрят оплату через App Store. В противном случае компания пригрозила удалить приложение из магазина.
Basecamp выпустила почтовый сервис Hey 15 июня. Его основная особенность — «умная» сортировка писем, которая разделяет все сообщения на категории «важные», «лента» и «квитанции». Сервис стоит $99 в год, но подписку даже в приложениях нужно оформлять через сайт Hey — это и стало причиной проблем с App Store.
По словам Ханссона, Basecamp сделала все, что могла, чтобы избежать ограничений. В приложении на iOS нельзя зарегистрироваться, нет упоминания подписок и доступа к интерфейсу оплаты. Так компания хотела обойти комиссию в размере 30%, которую Apple взимает со всех покупок внутри приложения.
Как пояснили в Apple, компания требует от всех разработчиков следовать правилам App Store. Согласно гайдлайнам, приложение должно внедрить покупки внутри приложения, даже если продаёт подписки или контент где-то еще. В разговоре с Protocol компания отметила, что приложение Hey не должны были одобрить для App Store с самого начала.
Основатель BaseCamp также добавил, что правила Apple распространяются не на всех разработчиков. Некоторым компаниям позволяют обходить комиссию App Store: например, Netflix отключил оплату подписки в приложении еще в 2018 году, но его не удалили из магазина.
Netflix vs Apple
В попытке вырваться из 30% комиссии Netflix пошла на экстраординарный шаг, ограничив возможности оплаты подписки внутри приложения для пользователей iOS еще в 2018 году. Теперь новые и вернувшиеся пользователи вынуждены оплачивать доступ к сервису, используя веб-браузер с доступом к сайту.
Так Netflix снизила платежи через Apple и прекратила выплачивать роялти компании из Купертино. Компания запустила подобный функционал в пилотном режиме для аккаунтов из 33 стран. При этом приложение Netflix так и не удалено из App Store. Неизвестно почему, но Apple просто закрыла глаза на уход от их комиссии.
Epic Games vs Apple
Компания Apple удалила «королевскую битву» Fortnite от Epic Games из магазина App Store после того, как разработчик игры добавил туда собственную in-app-платежную систему, которая обходит комиссию.
После удаления разработчик выступил с серией заявлений. Начиная от судебного иска против Apple как монополиста, и заканчивая видео, пародирующим легендарную рекламу Apple 1984.
Там на экране вместо Большого брата — говорящий логотип Apple, которому бросают вызов герои игры:
В комментарии изданию Apple заявила, что планирует работать с Epic, чтобы исправить эти нарушения, но не собирается давать компании специальных условий.
«Epic Games приняли неудачное решение нарушить правила App Store, которые применяются ко всем разработчикам, и созданы, чтобы защитить пользователей. Из-за этого их приложение Fortnite удалили из магазина. Epic включила функцию, которая не была проверена или одобрена Apple, и сделала это специально в обход правил App Store по in-app-платежам», — комментарий Apple.
Игра до сих пор недоступна для скачивания на iOS, а стороны продолжают обмениваться судебными исками.
Игровой разработчик внедрил свою платежную систему и в Android-версию игры, поэтому ее удалили и из Play Store. Но пользователи Android все еще могут загрузить игру из собственного лончера Epic, который работает в любом мобильном браузере.
Facebook vs Apple
В августе 2020 Facebook запустила функцию платных трансляций в социальной сети. Благодаря ей, предприниматели могут проводить стримы с мастер-классами или семинарами, получая деньги напрямую от зрителей. Это, как посчитали в компании, должно помочь малому и среднему бизнесу удержаться на плаву в разгар пандемии Covid-19. Для оплаты предполагалось использовать систему Facebook Pay.
Google не стала отказываться от своих 30% с выручки, полученной благодаря трансляциям, однако позволила Facebook использовать собственные методы оплаты на Android. Таким образом пользователь может платить через Google и оставлять 30% комиссии или через Facebook Pay без нее.
Apple, в свою очередь, не дала согласие на применение Facebook Pay, а кроме того, отказалась не взимать комиссию 30% с трансляций. При это в FB подчеркнули, что социальная сеть считает Apple своим хорошим партнером, хоть и выражает несогласие с её схемой распределения выручки.
«Критически важно помогать малым предприятиям восстанавливаться после Covid, и все технологические компании должны принимать в этом участие. Мы надеемся, что они перестанут размахивать своими гонорарами и присоединятся к нам, такая у нас цель», – заявила руководитель приложения Facebook Фуджи Симо
И хотя, по ее словам, отсутствие альтернативных методов оплаты не может привести ни к чему хорошему, Симо также отметила, что Facebook продолжит «играть по правилам Apple», выражая явное несогласие с ними.
Telegram vs Apple
Основатель Telegram Павел Дуров призвал законодательно обязать Apple дать пользователям возможность устанавливать приложения вне собственного магазина App Store. В своем канале в Telegram Дуров объяснил, что Apple пользуется своим положением, требует от разработчиков перечислять 30% от оборота, взамен же компания дает только само право быть доступными на iPhone.
Apple должна самостоятельно предустанавливать на iPhone альтернативные магазины приложений, считает Дуров. В ином случае разработчики продолжат продавать свои стартапы за суммы, небольшие для крупных компаний Кремниевой долины. Дуров отметил, что в 2016 году Telegram из-за политики Apple не смог запустить собственную игровую платформу, из-за этого компании пришлось убирать уже созданный каталог.
В своем Telegram-канале Дуров перечислил семь причин, по которым комиссия Apple в App Store должна «волновать каждого владельца iPhone». Основатель Telegram считает, что из-за ценовой политики компании для разработчиков владельцы ее смартфонов переплачивают за все приложения и цифровые покупки, ограничиваются в выборе приложений и видят больше рекламы.
«Политика Apple экономически подталкивает всю интернет-индустрию к продаже данных и внимания с пользователей вместо использования других, более приемлемых с точки зрения защиты конфиденциальности бизнес-моделей», — сетует Дуров.
К Google претензий нет
Хотя в Google Play практически такая же комиссия, как и в App Store, к Android претензий значительно меньше. Это связано с возможностью выбрать сторонний магазин приложений для Android. К примеру, хотя Fortnite и удалили из Google play, версия игры для Android остается доступной для скачивания из официального магазина Epic.
В случае с iOS такой финт не прокатит, так как Apple запрещает устанавливать на смартфоны приложения из сторонних источников.