Team lead в Wargaming Михаил Зинченко в своей статье рассказывает, почему Xbox рано или поздно все же придет в Украину, и как это повлияет на украинский рынок.
Недавние новости о возможном официальном запуске сервисов Xbox в Украине наделали прилично шума в медиапространстве, причем во всей полноте спектра от «Зрада!» до «Перемога!». Отечественные игроки то радовались анонсу, то откровенно злились, потому что и анонс — не тот.
Но я уверен, что приход игровых сервисов от Microsoft в Украину состоится куда быстрее, чем многие ожидают. Давайте попробуем вместе разобраться в происходящем и поговорим о ближайшем будущем экосистемы Xbox у нас в стране, а также о том, кто от этого выиграет.
Где деньги, Лебовски?
По состоянию на 30 июня 2020 во всем мире было продано 112,1 млн PS4 во всех ее вариациях и 48,4 млн Xbox One (в рамках этого текста мы пока забудем о 61,4 миллионах Nintendo Switch, эта консоль вполне достойна отдельного обсуждения и материала).
То есть, в этом поколении стационарных консолей детище Sony обошло по проданным единицам консоль от Microsoft всего-то в 2,32 раза.
При этом у нас в стране, боюсь, эта цифра сейчас отличается на порядок, а то и на два. И явно не в пользу Xbox One. А вот в схватке PS5 vs Xbox Series X все может быть совсем по-другому.
Для начала напомню о том, что типичный потребитель консольного гейминга не хочет/не может/не собирается разбираться в том, откуда привезти железо, будет ли там работать тот или иной диск, что за страна такая — Аргентина, и все вот это вот.
Типичный отец семейства/дед перед Рождеством/студент, работающий на двух подработках просто хочет зайти в условный Walmart или условную «Розетку», взять с полки «вон ту коробку с приставкой и вон те диски c последней FIFA и последним Mortal Kombat» и забыть об этом примерно на год, а то и два-три.
При этом консольная идеология дает ему такую возможность. Пришел-купил-играешь.
Именно поэтому локальный консольный рынок и растет, причем растет настолько значимо, что даже в украинской рознице уже вовсю стоит наружная реклама PlayStation 4 и последних хитов для нее. Именно поэтому я впервые в жизни смог забрать предзаказ на игру The Last of Us II прямо в первый день worldwide-продаж в MOYO через дорогу от своего дома.
Разумеется, это все еще дорого для большинства населения, но даже здесь есть много нюансов, о которых мы еще поговорим. А именно вот эта казуальная и удобная возможность «зашел-купил-играешь» и становится причиной всех этих миллионных продаж консолей и игр.
И что бы об этом всем не думал каждый из нас по отдельности, новый игрок — это всегда хорошо.
Итого: продукт приходит туда, где есть рынок. В Украине он — хоть и маленький, но перспективный.
Сумеречная зона
Разумеется, можно сколько угодно убеждать окружающих и даже, наверное, себя в том, что привезенная из Польши в багажнике микроавтобуса или в необъятных размерах фуре дяди Пети из Луцка (где-то между ящиками с «серой» IKEA), консоль — вполне себе официальная.
Ведь на ней написано Microsoft/Sony/Nintendo, или что вам больше нравится. У нее нет региональных ограничений (обычно) и вы можете просто купить игру и просто играть. Да и на самой коробке с игрой может быть написано по-польски, ничего страшного.
А то и вовсе, говорят, если зарегистрировать аккаунт для своего Xbox в Аргентине, то платить за игры придется заметно меньше. А кому же не хочется платить заметно меньше, спросите вы?
Да, но нет.
Ведь в момент этой покупки вы заплатите налоги в казну Польши, Аргентины или куда вам еще захочется. А все ведь связано, и никуда от этого не деться. А вы потом будете удивляться, что у условной новой игры в любимой серии Uncharted будет даже польская озвучка, но и близко не будет хотя бы украинских субтитров.
Как раз потому и не будет, что в этой самой маршрутке, которая привезла вам заветный диск или консоль «немного дешевле», обратно в условную Польшу поедут ваша озвучка, ваши субтитры, ваш игровой мерч и серьезное отношение больших компаний к локальному рынку. Потому что только так это и работает.
Официальные консоли и сервисы в Украине — это налоги, рост рынка и лучший игровой опыт для пользователей. Потому как, раз вы платите — вы и заказываете музыку.
Региональные цены
Разумеется, было бы утопией ожидать всего даром и уже завтра.
Для этого у вас, дорогие мои любители компьютерных игр, есть Epic Games Store, а для всех остальных никто не отменял free-to-play-игр. Всегда есть World of Tanks, Fortnite или Dota 2.
Но сейчас — скорее разговор масштабных AAA-играх, категории Call of Duty, новой FIFA или Red Dead Redemption 2. Когда и маркетологи/стримеры/друзья успели прожужжать вам все уши, и сами вы себя успели убедить в том, что без упомянутой игры просто жизни нет и нужна она вам вот прямо в день релиза.
Так вот здесь, поверьте, в большинстве случаев вы увидите, что региональная цена на диск с красивой украинской полиграфией или в онлайновом магазине на вашей консоли в гривнах окажется немного меньше. А порой — и неприлично меньше.
Почему?
Тут важно помнить, что в подавляющем большинстве случаев консоль — это всего-навсего платформа. И возиться или нет с региональными ценами — практически всегда остается на совести того, кто игру издает.
И да, для некоторых из них такие маленькие рынки, как наш, не представляют собой финансового интереса. И потому, к примеру, на большую часть японских игр первое время после релиза — столь безумные цены. Однако для большинства компаний возможность заработать лишний доллар — дело чести. И вот уже новый Witcher для вашей консоли стоит меньше, чем для условной Великобритании.
Чудес не бывает, а вот приятные сюрпризы случаются, и достаточно часто.
Кто от этого выиграет?
Разумеется, когда рынок растет, всем в первую очередь хочется заполучить этот рост к себе в корзину. Ведь приобретенный лояльный игрок еще многие годы может добровольно ходить на вашу платформу, покупать игры, оживлять виртуальные миры и просто создавать массовку на форумах и стримах.
И когда официальная консоль на условном рынке Украины — всего одна (начинается на Play, заканчивается на Station), то упомянутому платформодержателю хочется стараться, но не очень сильно. Скорее ему интересно убедить вас срочно приобрести отдельно взятый хит или ограниченное издание геймпада.
То ли дело — полноценная конкуренция. Как показывает опыт других регионов, в настоящей борьбе за аудиторию в ход идут все более и более интересные аргументы. И вот уже новую спортивную серию запускает настоящая звезда спорта, региональная розница завалена красивыми промо-материалами а с проезжающего мимо троллейбуса на вас смотрит Кратос или Мастер Чиф.
И выигрывают от этого все. У розницы — бюджеты и покупатели. У покупателей — радость от отличных проектов, заботливо подогретая медиапространством. У разработчиков игр — ресурсы на то, чтобы и дальше делать продолжение вашей любимой игровой серии.
Если это — не утопия, то я даже не знаю, что тогда утопия.
Почему это важно для рынка
Кроме всего прочего не забываем о том, что новый большой игрок на растущем рынке автоматически влечет за собой дополнительный рост этого самого рынка. И неважно, купит ли себе настоящий гик сразу Playstation 5 и Xbox Series X. Или кому-то с самого начала милее консоль от Microsoft в этом бесконечном противостоянии консольных платформ. Аудитория все равно будет расти, всем на радость.
Не забудем и о локальном рынке рекламы, который переживает не самые радужные времена в это странное время. Опять-таки, большая корпорация, с красивой и профессиональной рекламой, адекватные бюджеты, красивая локализация. Еще один шаг на пути к глобальному рынку, независимо от того, любите ли вы слово «глобализация», или нет.
И в принципе, чем больше людей будут переходить к ответственному потреблению легального контента, тем больше этого самого качественного контента будет появляться.
Ведь именно тот, кто потребляет, тот и диктует по сути свои вкусы и предпочтения создателям всей этой музыки, кино, игр, книг. Голосуя своим временем и деньгами, вы даете возможность писателям писать, режиссерам снимать, музыкантам творить, а создателям виртуальных миров создавать новые игры.
И условный семейный аккаунт для Spotify или подписка на Netflix — на самом деле не такие уж и заоблачные с точки зрения цен. А уж про привлекательность Xbox Game Pass Ultimate можно и вовсе слагать легенды.
Вопрос в том, что именно вы считаете приемлемым и честным для себя лично.
NB
Если вы сразу промотали в конец истории:
«Будет ли новый Xbox в Украине?», — спросите вы.
«Да! — отвечу вам я. — И, думаю, уже достаточно скоро».
Но это неточно. Мало ли кто какую летучую мышь еще где съест.
Автор: Михаил Зинченко, Team lead в Wargaming, ведет Telegram-канал о геймдеве