Министерство цифровой трансформации Украины представило масштабный проект «Дія Сity». Он подразумевает внедрение и развитие в стране специального правового режима для ІТ-отрасли. В частности, речь идет о ряде преимуществ для компаний-резидентов, особые налоги и форму трудоустройства для айтишников.

Не смотря на активное обсуждение инициативы, к нему все еще остаются замечания. В частности, у самих представителей отрасли. Редакция AIN.UA провела анонимный опрос, собрала самые частые вопросы о «Дія Сity» и отправила их в Минцифры для разъяснений. Публикуем ответы Министерства.


Почему размер минимальной заработной платы именно $1400? Есть ли шанс, что он будет снижен?

Статистические расчеты актуальной зарплаты в украинском IT показали, что  более 75% специалистов получают больше $1400. Об этом свидетельствует специальное исследование Ukraine Economic Outlook, а также масштабные исследования DOU и опросы игроков рынка. При этом средняя зарплата в секторе составляет около $2000.  Закон не может предусматривать индивидуальные ситуации в отдельных компаниях, мы ориентировались на общие показатели индустрии. Если этот или другой запрос будет отражением тенденции и базового запроса рынка, мы можем вернуться к пересмотру данного критерия. Это возможно в будущем через внесение изменений в Закон Украины и подзаконные акты. 

Другой популярный вопрос — сохранение ФОП. Декларируется, что раз DC ФОП не касается, то и не вредит. Но многие участники переживают, что ФОП, как явлению в IT, закрутят гайки. Есть свежий законопроект, определяющий 7 признаков, что ФОП на самом деле является трудоустройством. Связанно это с DC  или нет, но это происходит сейчас. И ничего не помешает этому вектору прогрессировать в будущем. И судя по реакции ряда крупнейших IT-компаний они ожидают именно такой сценарий. 

Цель законопроектов о «Дія Сity» – создать цифровую экономику страны и возможности для развития IT-отрасли. «Дія Сity» не меняет порядок взаимодействия ФОП с компаниями или государством. Минцифры создает новую цифровую реальность и новые альтернативы для бизнеса. Определением признаков ФОП и другими законопроектами занимаются уполномоченные на это органы, не имеющие к процессу создания «Дія Сity» никакого отношения. 

В «Дія Сity» для резидентов сохраняется возможность трудоустраивать персонал как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Кроме этого, мы предлагаем альтернативу – GIG-контракт. Это новый вид трудоустройства, который сохраняет гибкость работы и налогообложение ФОП, объединяя их с социальными гарантиями работника. GIG-контракт исключает риски переквалификации отношений в трудовые. 

Подчеркиваем, что запрета на работу с ФОП нету ни в одном нашем законопроекте. Компании, не вошедшие в «Дія Сity», сохраняют все те условия работы, которые использовали ранее. Во избежание сомнений, мы прямо указали сохранение права нанимать ФОП. 

Резиденты «Дія Сity» получат выгодную альтернативу ФОП – смогут нанимать сотрудников и GIG-сотрудников, доходы которых будут облагаться налогом с доходов физических лиц по ставке 5%, военным сбором 1,5%, а также за каждого из них резидент «Дія Сity» будет платить ЕСВ с минимальной зарплаты. GIG-сотрудники будут иметь право на отпуск, на больничный и на другие социальные гарантии, чего ФОП лишены по определению.

Налоги. Некоторые читатели считают несправедливыми преференций IT-специалистов в DC и, например, в агрокомпании-нерезиденте DC, где программист с белой ЗП, и налогообложение его превысит 40%. 

«Дія Сity» нацелена на создание экосистемы в высокотехнологичных индустриях. Агрокомпания-нерезидент DC может создать дочернюю компанию, куда войдут только IT-специалисты. Законопроект предусматривает преференции для центров исследования и разработки. Таким образом, программисты получат все бонусы от участия в «Дія Сity», а агрокомпания – отдельный R&D-центр с упрощенным налогообложением и возможностями выхода на глобальный рынок, если подобно предусматривается ее стратегией развития.  

«Дія Сity» — своего рода пилот. Его запуск и эффективное функционирование станут предпосылкой к обсуждению масштабирования проекта на другие сферы экономики и индустрии. 

От стартапов требуют бизнес-план. Кто будет его оценивать? По каким критериям? Выглядит как окно для коррупционных рисков. 

Прописать четкие критерии для стартапа невозможно. Новым компаниям, желающим вступить в «Дія Сity», необходимо представить бизнес-план и это эффективная система, повсеместно используемая в бизнесе. 

Оценивать бизнес-планы мы планируем вместе с Украинским фондом стартапов. На сегодня мы предварительно договорились о сотрудничестве с возможностью использования их платформы и бизнес-процессов. Вскоре будет подписан соответствующий меморандум. Подходы Украинского фонда стартапов доказали свою эффективность и мы готовы адаптировать их понятную и прозрачную методику оценки бизнес-планов стартапов, которая будет осуществляться украинскими и международными экспертами при участии Минцифры.  

Стартапы часто не имеют ни средней ЗП в $1400, ни 9 человек в штате. А значит, не попадут в DC и должны и дальше оставаться в «серой зоне»?

К стартапам будут применяться другие критерии, нежели для уже существующих компаний. Все это детально прописано в презентации на нашем сайте. Единственный критерий для стартапа – бизнес-план. Его будет оценивать группа независимых экспертов и Минцифры. Процедура будет максимально публичной и прозрачной, что исключит любые коррупционные риски.  

Кто будет следить за расходованием фонда, направленного на развитие социальных проектов?

Расходование средств фонда, как и установление размера взносов и контроль за их распределением, – прерогатива самих резидентов «Дія Сity». В законопроекте установлены лишь направления финансирования: образование, привлечение талантов, популяризация «Дія Сity». Во все другие вопросы государство не вмешивается. Добровольность участия должна коррелировать с обязательностью финансирования самоуправляющейся организации исключительно за счет членов такой организации. 

Законопроектом решается задача создания международной эко-системы, которая будет стимулировать разработку национальных технологических продуктов с высокой добавочной стоимостью и развитие цифровой экономики в стране в целом (что является главной задачей Министерства).

Потому, «Дія Сity» – это не только налоговые льготы и другие преимущества для резидентов, но и социальная ответственность, которая возлагается на резидентов. В частности, перед резидентами стоят задачи продвижения «Дія Сity» в мире, привлечение зарубежных талантов в страну и участие в повышении качества образования. Эти задачи соответствуют интересам и государства и общества. Указанная экосистема предполагается своего рода государственно-частным партнерством в котором выигрывают не только резиденты но и страна в целом.

Участие в решении упомянутых задач – это условие предоставления преимуществ «Дія Сity». На уровне Закона оно выражено в виде членства как условия для сохранения статуса резидента. При этом это вступление в резиденты является добровольным и приглашаются только компании, разделяющие указанные ценности. Организация резидентов «Дія Сity» – это демократичная форма объединения усилий резидентов. Она будет самостоятельно определять порядок решения возложенных законом задач, размер и порядок расходования членских взносов на эти задачи и т.д. Более того, создавать организацию резидентов или нет – это тоже решение участников «Дія Сity». 

Полномочия DC по запросу информации в текущей редакции пугающе большие. Согласно законопроекту, сам DC (а не закон) определяет, какую информацию и в каком объеме даже непубличная компания должна раскрывать.

Информация, которую должны раскрывать резиденты, соответствует только тому необходимому объему, чтобы доказать соответствие критериям. Нужна только информация из заявления, отчета о соответствии, аудиторского отчета. Никакая конфиденциальная информация касательно хозяйственной деятельности не требуется. Кроме того, эта информация раскрывается не для Минцифры, а для независимых аудиторов, которые будут проверять критерии. 

Также DC может определять признаки деятельности, по которым компании могут или не могут быть в DC. Как следствие, судьба резидентов будет зависеть от отдельных чиновников, а не прописанных законов. Почему так? 

Виды деятельности прописаны с учетом международных тенденций развития отрасли и внутренним динамикам развития рынка, которые мы считаем необходимым поддержать и рост которых стимулировать. Весь пакет законопроектов был разработан в тесном сотрудничестве с международными и украинскими экспертами, а также представителями бизнеса. 

После запуска проекта «Дія Сity» перечень разрешенных видов деятельности может быть расширен теми, где применение новейших технологий — основа. Например, после принятия законопроекта о виртуальных активах к потенциальному списку видов деятельности могут быть добавлены компании, сфера деятельности которых связана с виртуальными активами.

Расширить перечень видов деятельности «Дія Сity» можно по решению Кабмина. Но мы сознательно перенесли полномочия расширять перечень на этот уровень принятия решений. Если бы этот вопрос регулировало только Минцифры, это теоретически могло бы привести к злоупотреблениям.

Если же перечень дать исчерпывающе в законе, индустрия не сможет оперативно реагировать на новые тенденции: понадобилось бы много месяцев на внесение изменений в законы через Верховную Раду. Уровень Кабмина в принятии этого решения является оптимальным балансом между скоростью и незаангажированностью.

Чем защита компаний-резидентов DC от необоснованных проверок и давления со стороны СБУ, ГП, Киберполиции будет отличаться от текущей ситуации? На сегодня было принято 2 закона «стоп маски-шоу» и оба не помогли.

Законопроект предусматривает новый подход ко взаимоотношениям бизнеса и правоохранительных органов. Мы предлагаем перенести и повысить санкционность следственных действий по отношению к резидентам «Дія Сity» на уровень руководителя областной прокуратуры. 

В уголовном процессе компания-резидент «Дія Сity» получит статус специального субъекта – это наложит на правоохранителей дополнительные процессуальные обязанности и усложнит необоснованные претензии к бизнесу. Законопроект ограничивает арест оборудования и изъятие оригиналов документов. 

Кроме того, законопроектом предлагается, в случае проведения процессуальных действий в отношении резидента «Дія Сity», изъятие информации путем копирования, без физической выемки материальных носителей. Мы предусмотрели, что изъятие оборудования резидента возможно лишь при условии, что это не приведет к остановке или значительному ограничению хозяйственной деятельности резидента «Дія Сity».

Пакет законопроектов о «Дія City» не мешает развиваться и воплощаться другим инициативам, которые нацелены на развитие Украины в разных векторах и плоскостях,  в том числе в вопросах защиты бизнеса и инвесторов. 

Компании, которые не подходят по критериям в DC, получается, остаются без защиты перед правоохранительными органами, верно? 

Министерство цифровой трансформации фокусирует свое внимание на развитии отрасли и не исполняет функции профильных органов, отвечающих за правоохранительную систему. 

Когда Проект докажет свою эффективность, правительство будет рассматривать вопрос масштабирования идеи на другие отрасли и сферы экономики, что станет площадкой для ускоренного развития страны. 

Какие проблемы решает DC? В Беларуси прообраз DC, ПВТ, решал проблему снижения налоговой нагрузки для айтишников. У них не было ФОП. В Украине у нас есть ФОП. А DC немного поднимает налоговую нагрузку, при этом не до конца понятно, что дает взамен.

Во-первых, если внимательно ознакомиться с тем, что предлагает «Дія City», становится видно, что общая налоговая нагрузка не увеличивается. В Беларуси существуют индивидуальные предприниматели – аналогичная ФОП система. На момент запуска ПВТ в 2005 году, ІТ-отрасль также работала через систему ИП. Однако правительство взяло курс на вывод трудоустройства из тени и переквалификацию работы с ИП в обычные трудовые отношения. 

«Дія Сity» существенно снижает общую налоговую нагрузку и сохраняет возможность работы с ФОП. Одновременно с этим мы предлагаем альтернативу – GIG-контракт. Это новый вид трудоустройства, который сохраняет гибкость работы и налогообложение ФОП, объединяя их с социальными гарантиями работника. 

GIG-контракт исключает переквалификацию отношений в трудовые. Он дает дополнительные возможности для белой структуризации компании и ее дальнейшей капитализации. 

Все IT-компании, которые не работают в DC — остаются в «серой сезоне»? Ведь только DC — это «работающие в белую IT-шники». 

Все компании, не вошедшие в «Дія Сity», остаются в привычных для себя условиях, продолжая вести бизнес в общем правовом режиме. «Дія Сity» – это специальный правовой режим, компании-резиденты которого получат больше инструментов и механизмов для развития. Поэтому термин «серая зона» не совсем корректен, поскольку мы не рассматриваем IT-рынок как «серый», а «Дія Сity» – как способ выхода «в белую». 

Компании, которые хотят вырасти и выйти на международный рынок, сами сделают свой выбор и выводы. Предлагаемые «Дія Сity» инструменты повышают успех прохождения due diligence. Этому способствует и новая форма трудоустройства GIG, и элементы английского права, и предлагаемая система налогообложения, стимулирующая показывать доходы, а не скрывать их. Дальше решение за самой компанией.