5 октября на Дія Summit Минцифры презентовала новые строительные услуги на портале «Дія». Это первые государственные сервисы, которые могут работать автоматически без чиновника. Разработала электронные услуги компания Kitsoft, которая занималась разработкой и самого портала.

О том, как происходит реинжиниринг строительных услуг и как это поможет повысить их прозрачность и доступность в колонке для AIN.UA рассказал генеральный директор Kitsoft Александр Ефремов.

Предыстория

До недавнего времени строительные объекты регистрировали в реестре ДАБІ (Державна архітектурно-будівельна інспекція України). Однако данные в нем были недостаточно структурированы, могли вноситься и изменятся бесконтрольно, что вело к нарушениям и коррупции.

В сентябре был запущен новый реестр — ЄДЕССБ (Єдина державна електронна система у сфері будівництва), разработанный компанией «СофтПро». Его создали защищенным и надежным: ограничили доступ, возможность удалять и добавлять записи вручную, а все действия и документы подписываются ответственным лицом с помощью электронной цифровой подписи. Все действия в новом реестре можно отследить — кто и какие изменения вносил.

Следующим большим шагом к повышению прозрачности и качества услуг в сфере строительства является их автоматизация. 

Строительные услуги в «Дія»

Первыми разработали электронные услуги в сфере строительства для объектов, которые относятся к классу с незначительными последствиями — СС1. Это кафе, частные дома и другие малые сооружения.

  • Уведомление о начале выполнения подготовительных работ; 
  • Уведомление о начале строительных работ на основании градостроительных условий и ограничений;
  • Уведомление о начале выполнения строительных работ на основании стройпаспорта;
  • Декларация о готовности объекта к эксплуатации.

Каждая услуга требует сложной логики и предусматривает более 16 вариантов сценариев с использованием различных государственных реестров. 

Услуги разработаны на платформе портала на базе BPMN (англ. Business Process Model and Notation — нотация и модель бизнес-процессов), которую можно представить как «маркетплейс» госуслуг, каждая из которых является отдельным приложением. Привлечение программистов здесь минимально, настраивают и описывают логику услуг бизнес-аналитики и конфигураторы. Это позволяет создавать и запускать новые электронные услуги быстро и параллельно.

Чтобы получить услуги в сфере строительства, заявителю больше не нужно вручную заполнять неудобные бумажные формы, вчитываться в примечания мелким шрифтом и по несколько раз переписывать одни и те же данные на каждом этапе строительства. 

Теперь документы можно подать в удобном формате на портале «Дія», где поля автоматически заполняются проверенной информацией, а каждый шаг сопровождают пояснения и подсказки. Для этого мы наладили взаимодействие с такими государственными реестрами:

  • ЄДР (Єдиний державного реєстр юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських формувань);
  • ДРРП (Державний реєстр речових прав на нерухоме майно ДРРП);
  • ДЗК (Державний земельний кадастр);
  • ЄДЕССБ (Єдина державна електронна система у сфері будівництва).

Электронные строительные услуги — первые, которые могут работать вообще без чиновника. Система автоматически проверяет данные и в случае всех соответствий заявитель получает ответ в течение 5 минут. 

Это, с одной стороны, предотвращает злоупотребления и коррупционные риски, с другой — облегчает жизнь и чиновнику, так как ему не нужно проверять все вручную.

В чем сложность

Новый строительный реестр ЄДЕССБ только недавно начал работать. А в базах старого формата часто может не быть полной информации, это проблема многих старых реестров. У большинства заявителей документы старого формата и «Дія» не может подтянуть нужные данные автоматически так, как по новым документами. 

В таких случаях пользователь может внести в заявку недостающие данные самостоятельно. Однако автоматически такая заявка не может быть принята.

Поэтому предусмотрено два режима обработки заявок:

  • Автоматический — когда разрешение выдается на основании данных в заявке, которые проверены в реестрах;
  • Рассмотрение и принятие решения чиновником — в случае, если данные вводятся вручную или они не совпадают с имеющейся информацией в реестрах и требуют проверки.

Рассмотрим, как устроены строительные услуги в «Дія», начиная с наиболее простой и отмечая особенности каждой.

Уведомление о начале выполнения подготовительных работ

«Уведомление о начале выполнения подготовительных работ» подается перед тем, как поставить забор, завезти песок — то есть, перед тем, как начать подготовительные работы для стройки.

Законодательно такое уведомление не является обязательным, однако подготовительные действия уже могут вызывать вопросы, мешать соседям, поэтому есть смысл получить это разрешение.

При первом же клике на услугу, «Дія» обращается в ДРРП и по РНОКПП (идентификационному номеру) пользователя проверяет наличие земли, сразу отображая все кадастровые номера участков, которые ему принадлежат.

Если у заявителя несколько участков, он выбирает, на каком хочет выполнить работы. Если земли не найдено или она под арестом, система сразу это покажет и дальше не пропустит.

В случае, если собственников участка несколько, пользователь увидит подсказку о необходимости ввести данные и контакты всех владельцев, так как без их разрешения начать работы невозможно. 

Система контролирует, чтобы доли всех собственников составили в сумме единицу.

Также в заявке указывается информация о лицах, которые принимают участие в подготовительных работах, технадзоре, авторском надзоре. 

После того, как заявитель заполнил все данные, формируется документ, который должен быть подписан всеми совладельцами.

Для того, чтобы собрать разрешения всех совладельцев и подтвердить, что они не против начать эти подготовительные работы, используется Мультиподпись.

На указанные email совладельцам придет уведомление о заявке. После авторизации в «Дія» они увидят этот документ и кнопку «Подписать». Заявка подписывается КЭП (квалифицированной электронной подписью), и подтверждает личность. Если совладелец отклоняет заявку, ему необходимо указать причину.

Подписанная всеми заявка принимается автоматически, если все данные проверены в реестрах и совпадают. На момент написания статьи 100% заявок на эту услугу обработано автоматически с позитивным результатом. 

То, что система сразу подсказывает информацию о всех участках в собственности, совладельцев и проверяет их доли очень помогает пользователям. Есть случаи, когда у человека несколько участков, в бумажной заявке он мог что-то перепутать, кого-то не указать. Потом чиновник проверяет и оказывается, что у него не 2, а 3 совладельца — это потеря времени и сил. Поэтому в «Дія» заявителю сразу отображается, что у вас вот такие совладельцы, чтобы он всех добавил и ничего не забыл.

Уведомление о начале выполнения строительных работ на основании стройпаспорта

Такое уведомление подается перед началом строительных работ для объектов до 500 кв.м. На момент подачи у заявителя должен быть строительный паспорт

Принцип работы этой электронной услуги в целом схож с предыдущей, однако здесь необходимо внести больше информации, так теперь это не просто «забор поставить», это уже строительство.

На первом шаге также проверяется информация о земле и собственниках, но теперь в ЄДЕСCБ, так как там уже есть данные из стройпаспорта, и дополнительно полученная информация сверяется с ДРРП.

В этой услуге обязательна проверка целевого предназначения земли в реестре ДЗК. Если предназначение не совпадает, такая заявка должна быть рассмотрена чиновником.

Кроме того, добавляются технико-экономические показатели, где нужно указать количество этажей, жилую и нежилую площадь, сертификат эксперта и прочее.

Уведомление о начале выполнения строительных работ СС1

Эта услуга предназначена для более крупных объектов — свыше 500 кв. м, поэтому помимо прочего здесь обязательна проектная документация, а технико-экономические показатели расширены.

Объекты с такой площадью могут относиться и к другим классам последствий (СС2, и СС3). Для того, чтобы заявителю не ошибиться и правильно подать уведомление, он может проверить класс с помощью калькулятора класса последствий. 

Калькулятор собирает информацию с предыдущих шагов и включает несколько дополнительных вопросов. Запрос отправляется в ЄДЕССБ и пользователю отображается ответ о классе объекта. 

Этот шаг не является обязательным, так как не предусмотрен законодательством. Однако калькулятор поможет пользователю достоверно проверить класс, ускорить процедуру и не терять время на подачу заведомо неправильного заявления. Кроме того, это повышает шансы на то, что услуга будет предоставлена автоматически.

Учитывая, что такие объекты могут строиться поэтапно, предусмотрены функции, где можно добавить очереди строительства, по каждой внести показатели, материалы и другую информацию, важную для получения разрешительных документов.

Декларация о готовности объекта к эксплуатации

Декларация подается, когда объект уже построен и его нужно ввести в эксплуатацию.

Если пользователь подавал заявление уже в новой системе (с 1-ого сентября), услуга будет очень автоматизирована. По номеру разрешительного документа заявителю возвращается практически вся информация, которая была отправлена в ЄДЕСБ.

Система делает всего несколько проверок:

  • Собственность на землю — если вдруг за время стройки земля была продана и изменились собственники;
  • Техинвентаризацию, которую тоже по коду получает от ЄДЕСCБ.

На основании этих данных автоматически формируется декларация о вводе в эксплуатацию, заявителю нужно только подписать.


Сейчас команда разрабатывает строительные услуги для объектов класса последствий СС2 и СС3. А С 1-ого декабря 2020 строительные услуги можно будет получить только в электронном режиме в «Дія».

Для разработки электронных услуг в сфере строительства государственные средства не используются. Услуги разрабатываются при поддержке международных доноров – USAID/UK aid проекта «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах/TAPAS».

Автор: Александр Ефремов, генеральный директор Kitsoft