Учредители рекрутингового стартапа Make it in Ukraine Шад Патерсон и Максим Уперяка составили чек-лист по проверке компаний-подрядчиков.


Рекрутеры компании могут быть слишком перегружены текущей работой или не могут самостоятельно найти редкого специалиста. Кроме того, компании попросту может быть не нужен штатный рекрутер. В таких случаях бизнес передает рекрутинг на аутсорс и нанимает глобальное или нишевое агентство.

Нужно четко понимать, поможет ли внешний рекрутинг сделать бизнес более прибыльным или наоборот — навредит.

1. В интернете о компании нет ничего хорошего

Самое очевидное — поискать информацию о партнере. Но нередко это игнорируется. Конечно, искать нужно не на сайте компании — там почти всегда все красиво. Лучше посмотреть несколько страниц поисковой выдачи Google, отзывы на агрегаторах.

Относитесь к любым отзывам осторожно. Любой отзыв, даже на модерируемых ресурсах, можно «нарисовать». При этом можно и намеренно топить конкурентов, и заставлять своих сотрудников писать хвалебные отзывы. К счастью, большинство из них написано некачественно и видны издалека.

Вот 4 тревожных сигнала:

  • Вы не находите никакой информации или внятного объяснения, чем занимается компания.
  • Если нашли несколько плохих и не «заказных» отзывов — даже не продолжайте общение.
  • У компании нет живых соцсетей или она не публикует в них ничего, кроме вакансий, — это непозволительный недостаток коммуникаций.
  • Компания не представлена в LinkedIn или в ее аккаунте написана нерелевантная и бессвязная ерунда. Рекрутинговая компания должна иметь идеальный LI-профиль. Чем еще полезен LinkedIn: вы можете увидеть взаимные связи представителей агентства (Connections). В ряде случаев можно осторожно поинтересоваться у общих знакомых мнением о компании и ее менеджерах.
  • Сходите к агентству на сайт. Если даже там информация подается невнятно или что-то настораживает, уходим.

2. Не зарегистрированы официально и «серые» условия сотрудничества

Любое агентство должно быть зарегистрировано как юридическое лицо или предприниматель и иметь юридический адрес. Ресурсы для проверки украинских контрагентов: Сервис поиска Министерства Юстиции Украины и Opendatabot.ua (Telegram-версия).

Если при обсуждении деталей оплаты вам предлагают платить на карту физического лица, это тоже выглядит совсем не солидно. Если отказываются подписывать контракт — сразу «Нет!».

3. Слишком привлекательные или эксклюзивные условия

Помните загадочные банки, которые давали баснословные ставки по депозитам, а потом под их закрытыми дверями стояли толпы разъяренных вкладчиков? Аналогичный принцип действует во всех рыночных ситуациях. Если кто-то дает гораздо более выгодные условия, чем сложились на рынке, значит есть подвох.

Если на рынке агентства берут комиссию 12%, а вам предлагают 10% — это еще более или менее. Но если, без каких-либо долгосрочных проектов и договоренностей согласны работать за 3% — задумайтесь, за счет чего выживает эта компания. И так ли хорошо, что она выживает, а не процветает?

Рисуют слишком радужные перспективы или хвалятся великолепными кейсами, которые нельзя проверить? Тревога!

Странно, если вам предлагают «специальные условия для тех, кто заключает с нами контракт». Запутанные и мутные привилегии похожи на беспощадные вымученные уловки из серии «Спешите! Акция только сегодня до полуночи!». Это не работает.

4. Предлагают платить наперед или «за воздух»

На рынке чаще платят агентству после того, как компания-заказчик наймет предложенных сотрудников. Причем не сразу, а после того, как сотрудник отработает испытательный срок. Поэтому если вам сразу же предлагают заплатить как можно раньше, или вообще за предоставленных кандидатов или за процесс поиска — откажитесь от переговоров.

Если вы давно и продуктивно работаете с агентством — это другое дело: схемы оплаты могут быть гибкими и возможна предоплата. Но на первых порах никто не платит «за воздух» непроверенным партнерам. Аналогично и с другими видами контрактов (например, аутсорсинг определенных рекрутинговых процессов на постоянной основе). Если предлагают условия, на которых обычно не работает рынок, — задумайтесь.

Ну и явно мошенническое: вам предлагается внести на ровном месте символический аванс или взнос под каким-либо странным соусом. Постарайтесь узнать, не берет ли агентство плату с соискателей — так делать нельзя в принципе.

5. Внезапно или необоснованно меняют условия

Например, агентство начинает настаивать на увеличении комиссии, хотя предварительно вы уже договорились о конкретной ставке. Или меняет другие показатели, например сроки поиска.

Всякое может случиться. Но если доводы кажутся вам недостаточно убедительными, а интуиция подсказывает — что-то не так,  значит что-то действительно не так.

Еще хуже, если в качестве аргумента для изменения договоренностей начинают говорить, что какая-то компания предлагает условия лучше. Пожалуйста, пусть идут и работают с ней.

6. Не понимают ключевых принципов работы

Понаблюдайте, проявляет ли агентство инициативу в обсуждении условий сотрудничества. Это многое скажет вам о его профессионализме. Всегда есть обязательные условия, которые должны быть в контрактах. И ключевые пункты, которые оговариваются до подписания контрактов. Это тарифы, сроки, подробный разбор специфики вакансий, комиссии, порядок выплат, форс-мажоры, гарантии и так далее.

Если агентство не способно их обсуждать и не понимает предмета разговора, это плохое агентство.

7. Агентство-новичок

Конечно, у всех был первый клиент, начинать всегда трудно. Но сейчас мы с вами говорим от лица бизнеса. И при всем уважении к будущим звездам, семь раз подумайте, прежде чем начать работать с агентством, для которого вы — первый клиент.

Если, конечно, это не какая-то крутая «звезда» рекрутинга, которая ушла из компании и открыла свое дело. В таком случае у него есть опыт и свой круг полезных контактов.

8. Не владеют нишей, в которой заявляют себя экспертами

Составьте список из нескольких профильных вопросов, незнание быстрых ответов на которые заставит задуматься. Задавать такие вопросы лучше в личной беседе и смотреть на реакцию. Если попробуете проверить в переписке, собеседник все элементарно найдет в Google.

Примеры:

— Рыночные зарплаты по Украине или в мире по определенным ролям (например, сколько получает Full Stack Developer).

— Назовите 5-10 конкретных вакансий, которые вы закрыли за последние полгода (с подробностями).

9. Неподобающая манера коммуникации

Если даже входящий email от агентства выглядит непрофессионально, то о чем говорить дальше?

Вот признаки плохого письма:

  • в целом выглядит как спам,
  • не соблюдены требования делового этикета,
  • банальные ошибки и масса опечаток,
  • неряшливое оформление,
  • кликбейтные заголовки,
  • нет контактной информации ответственных лиц компании,
  • не персонализированное письмо, а рассылка на несколько адресов (особенно шикарно, если эти адреса еще и видны всем получателям).

Кстати, если дело ограничивается только перепиской — это крайне подозрительно. Даже в условиях карантина созвон в Zoom, Skype или другом мессенджере — стандарт.

Заканчивайте общение, если в беседе представитель агентства:

  • Говорит неграмотно, запутано или грубо.
  • Допускает неэтичные или неуважительные высказывания в адрес конкурентов, клиентов и кандидатов. Точно так же он будет говорить и о вас.
  • Ведет себя чересчур самоуверенно.
  • В разговоре не слушает вас, строчит свой текст как из пулемета — невозможно вставить ни одного слова. Особенно если вас не покидает ощущение, что он общается по скрипту, а не по ситуации.
  • Врет или говорит противоречивые вещи. 

О последнем пункте — подробнее. Ложь — недопустима. Даже если менеджер предлагает «на благо дела» приукрасить предложение для кандидатов или исказить какие-то параметры, которые позволят получить лучше результат.

Компания в процессе переговоров неожиданно пропадает с радаров на какое-то время и затем появляется снова. Есть нормы деловой этики и нормальных сроков для ответа, которым нужно следовать.

Компания уже выходила на вас или вы работали с ней ранее, пусть даже успешно. Но оказалось, что они не помнят об этом. И пишут вам, как в первый раз. Такой склероз не к добру.

Любое невыполненное обещание, даже самое мелкое — это критический сигнал.

Вам задают вопросы, ответы на которые вы дали изначально (в презентациях, файлах) или эти данные размещены на видном месте вашего сайта. Если менеджер невнимателен и не утруждает себя изучением потенциального клиента — это очень тревожный звонок.

10. Скрывают информацию

Разумеется, коммерческая тайна и неразглашение данных — это святое в бизнесе. Но если ваш потенциальный партнер «секретничает» там, где этого можно не делать, — задумайтесь, что он скрывает. И как вообще с такой бригадой секретных агентов работать.

11. Каждый раз общаетесь с новым контактным лицом

Признак хорошего тона для серьезных компаний, особенно в B2B и премиум-B2C (VIP) сегментах — закреплять за конкретным клиентом конкретного менеджера. Поэтому не очень приятно, когда ваш вопрос постоянно решает кто-то новый.

Да, человек может быть в отпуске, на больничном, или занят — не ждать же вам со срочным вопросом. Но если вам каждый раз приходится представляться и описывать свою проблему или задачу заново, это напоминает клиентскую поддержку огромных банков или мобильных операторов. «Ваш звонок очень важен для нас (нет)».

12. Навязчиво продают вам ручку

Менеджер назойливо склоняет к какому-то конкретному решению, торопит вас и шлет вам шестой follow-up за неделю. Возможно, дело не только в некомпетентности конкретного сотрудника. Не всегда плохо, если агентство ведет себя как активный продавец. Но если оно не в состоянии принять «нет» от клиента, если заигралось в «Волка с Уолл-Стрит» и гнет свою линию — такой партнер вам не нужен. Серьезное агентство — гибкое и всегда прислушивается к клиенту.

13. Отказываются от гарантий

Хорошая практика — предоставлять гарантии. В контракте оговаривается подбор сотрудника на замену, если по какой-то причине найденный сотрудник увольняется в течение оговоренного срока. Если этого нет — большой минус такому агентству.

С другой стороны — если вам дают слишком много других, но неубедительных, гарантий, опасайтесь. Профессионалы не могут разбрасываться заявлениями «Зуб даю — всегда на 100% закрываем вакансии, и вам закроем» или заверениями, что именно эти 5 сотрудников не уволятся через полгода.

Если же вам дают гарантии, но только на словах, — это тоже подозрительно. Отказ включать гарантию в договор — это мелочно.

14. Называют неадекватные сроки закрытия вакансий

Например, на рынке в среднем закрывается какая-то вакансия за 2-3 недели, а вам обещают закрыть ее в течение двух дней. Возможно, у них есть пул супергорячих подходящих кандидатов, но это маловероятно.

Особенно странно выглядит, когда на любую вакансию вам говорят «О! У нас это есть! И такой есть! А таких — даже двое!». Или наоборот, делают умудренное опытом лицо и говорят, что вопрос очень сложный и требует не менее 2 месяцев на подбор. Красная карточка.

15. Спам неподходящими кандидатами

Этот пункт для тех, кому уже «повезло», и работа с плохим агентством уже началась.

Хороший подрядчик тщательно проработает задачу, узнает подробно все ключевые критерии. От ценностей и культуры компании (чтобы обеспечить culture fit) до требуемых компетенций и навыков для каждого кандидата. Как результат — будет отправлять подходящих кандидатов. Плохое агентство будет давать всех подряд, лишь бы закрыть позицию и получить свою комиссию (спойлер: с таким подходом никакую комиссию оно не получит).

Если агентство не утруждает себя прескринингом кандидатов и не создало отлаженную систему интервью и отдает вам не тех, кто прошел хотя бы стартовое «сито», прощайтесь как можно скорее.

16. Нет обратной связи о том, как проходит закрытие вакансий

Вы начали работать с агентством, но промежуточные сводки от подрядчика — неинформативны и абсолютно не проясняют прогресс. Увы, скорее всего, результат вас разочарует.

Вместо заключения

Хороший бизнес всегда нацелен на долгосрочную работу с клиентами. Если у вас складывается впечатление, что ваш партнер горит желанием сорвать разовую выгоду и не выстраивает долговременных отношений, — доверьтесь своему бизнес-чутью. В таких случаях оно вас не обманывает. Надеемся, этот чек-лист поможет вам выбрать адекватных партнеров.

Авторы: Шад Патерсон и Максим Уперяка, учредители рекрутингового стартапа Make it in Ukraine