22 декабря 2020 года оператор «Датагруп» сообщил, что покупает интернет-провайдера Volia (ранее «Воля»). Это — знаковая для украинского телеком-рынка сделка. Во-первых, компания «Датагруп» сильно меньше Volia: игрок поменьше покупает игрока побольше. Во-вторых, сбылась давняя мечта инвесторов Volia: компанию они начали продавать еще 13 лет назад.

Точную оценку сделки не дает ни один из участников рынка, разброс — достаточно большой. Но все сходятся в одном: инвесторы Volia — проигравшая сторона, ведь продали актив дешевле того, что инвестировали.

Редакция AIN.UA пообщалась с экспертами телекома и рассказывает, возможно, о самой важной сделке на украинском рынке в 2020 году.

Предыстория

У компании Volia, которая раньше называлась просто «Воля», а до этого «Воля-Кабель», было два больших инвестора. Первый, собственно — один из основателей компании, инвестиционный фонд SigmaBleyzer. По различным данным, в создание компании и ее развитие команда SigmaBleyzer инвестировала около $50 млн.

Второй крупный инвестор — Providence Equity Partners. В 2007 году фонд инвестировал в компанию более $200 млн. Инвестиции привлекли после того, как SigmaBleyzer не удалось продать в том же году всю компанию целиком.

Долгий поиск покупателей

О том, что собственники компании Volia ищут на нее покупателей, на рынке впервые заговорили в 2007 году. С того времени украинские и зарубежные СМИ едва ли не ежегодно писали о потенциальных сделках: называли и Бориса Ложкина, и мексиканского миллиардера Карлоса Слима, и украинских мобильных операторов, в частности, lifecell и Vodafone.

Ниже — данные о нескольких несостоявшихся сделках:

  • В 2007 году, по данным украинской газеты «КоммерсантЪ», один из собственников компании — SigmaBleyzer — нанял банк UBS консультантом по продаже «Воля». Актив предлагали российским и европейским покупателям, оценивая его в $400-600 млн (выручка компании на тот момент составляла $31,68 млн в год). По данным издания, в феврале того же года один из операторов рассматривал сделку, при оценке 100% компании в $750 млн. Аналитики, опрошенные «КоммерсантЪ», разводили руками: «Воля» продавали по $1000 за абонента, что было на тот момент очень дорого (более реальной называли цену в $250 за абонента).
  • В 2017 году были слухи о продаже «Воля» за сумму около $100-150 млн структурам Бориса Ложкина и Андрея Пивоварского. Но сделка также не состоялась и даже не известно, были ли слухи реальностью. В частности, они базировались на том, что Ложкин хочет построить телеком-гиганта, скупив несколько игроков, но с того момента в этом направлении он не продвинулся.
  • В 2018 году, по неофициальным данным, компания вела переговоры о продаже за $112 млн мексиканскому миллиардеру Карлосу Слиму. Основными акционерами компании на тот момент, по данным Liga.net, были фонды Providence Equity Partners (34,92%), Sigma Bleyzer (15,3%), ЕБРР (11,7%).
  • Кроме того, потенциальным покупателем указывали Vodafone: якобы для развития бизнеса компания хотела начать работу на рынке кабельного интернета. Впрочем, не так давно в Vodafone заявили, что будут строить сеть самостоятельно. По данным Mind.ua, Vodafone таки участвовала в торгах за Volia, но «Датагруп» предложила на $2 млн больше. Косвенно подтвердить эту информацию удалось и AIN.UA: по словам совладельца и директора «Датагруп» Михаила Шелембы, «Датагруп» была не единственным потенциальным покупателем. «Был конкурентный процесс, и мы дали лучшее предложение», — отметил он в комментарии AIN.UA.

За сколько продали сейчас

В рамках подготовки материала редакция AIN.UA опросила семь разных экспертов, инвест-банкиров и участников рынка. Разброс оценок — значительный.

  • Аналитик компании Concord Capital Александр Паращий указывает, что сумма сделки составила около $50 млн. Эту же оценку называют участники телеком-рынка.
  • Еще несколько человек заявили, что сумма сделки могла составить от $80 до $100 млн. По мнению Анатолия Фроленкова, управляющего партнера Expert & Consulting, верхний порог сделки — до $120 млн.
  • В «Датагруп» сумму сделки комментировать не стали. В Horizon Capital, которой принадлежит 96% компании, также комментировать сделку не стали. Близкие к инвестиционной компании источники сообщили AIN.UA, что сумма сделки значительно ближе к порогу в $100 млн, нежели к оценке в $50 млн.

Речи о том, чтобы компанию продали за $150-$200 млн, о которых говорили еще два года назад, даже не шло: никто не верит, что Volia могла стоить так дорого.

Редакция AIN.UA спросила у гендиректора «Датагруп», где компания и взяла средства на покупку Volia, но ответа не получила. Источники AIN.UA сообщили, что на сделку привлекли кредитные средства, а также инвестиции от партнеров (LP) фонда Horizon Capital: хорошая репутация инвестфонда этому поспособствовала.


Какой бы не была сумма, она значительно меньше той, что в 2017 году инвестировала Providence Equity Partners. Именно этот фонд называют проигравшей стороной сделки: именно представители фонда с 2017 года выступали активными сторонниками продажи Volia: срок 10-летней инвестиции истекал. В каком порядке инвесторам возвращали средства после сделки — неизвестно, как и убытки фонда.

Что будет с компанией дальше?

По мнению Александра Глущенко, члена правления ассоциации ИнАУ, данная сделка — не последняя смена владельцев для Volia. Какое-то время, по словам эксперта, за украинские телеком-активы шла закулисная борьба и точку в ней поставил Horizon Capital: сначала увеличил долю в «Датагруп» до 96%, а потом начал скупать компании.

«Учитывая особенность деятельности инвестиционных фондов, можно предположить, что помимо «Датагруп» и «Воли» в пул смогут попасть еще несколько крупных игроков телеком-рынка. Они после консолидации и объединения могут быть проданы одному из мобильных операторов, которым необходима транспортная инфраструктура и абонентские базы с прицелом на 5G в будущем», — отмечает Глущенко.

Схожего мнения придерживается и Фроленков:

«Очевидно, что Horizon Capital укрупняет актив «Датагруп» для последующей продажи профильному инвестору или одному из существующих операторов на рынке. Пока же новая компания сможет выиграть за счет оптимизации расходов и наращивания своих позиций на b2b и b2c-рынках. Это позволит нарастить капитализацию компании для последующей продажи».

Традиционно, Horizon Capital не стала комментировать сделку. Но близкие к инвестфонду источники заявили AIN.UA, что на новую большую компанию будут искать покупателя: «это непосредственно работа фонда: создать актив, вырастить ему цену — продать».

Не стало проблемой и то, что в «Датагруп» Horizon Capital инвестировала как раз 10 лет назад (обычно за это время американская инвесткомпания старается выходить из своих инвестиций): лимита по времени сейчас нет.

Впрочем, не все на рынке столь уверены в дальнейшем успехе Horizon Capital.

  • Во-первых, найти покупателя на новый актив будет сложно: в Украине их и вовсе нет (у «Киевстар» — все свое, Vodafone будет строить свою сеть), очереди из иностранных инвесторов нет.
  • Во-вторых, многие с настороженностью говорят как о «Датагруп», так и о Volia: «Несмотря на красивые перспективы будущего бизнеса ($130 млн выручка, $50 млн — EBITDA) — к этим цифрам необходимо относиться осторожно: свои проблемы есть в каждой из компаний и не факт, что по итогу все будет так», — комментирует анонимный источник, знакомый с ситуацией. Новосозданную компанию оценивают от двух до трех мультипликаторов — в $100-$150 млн.

Источники из «Датагруп» к критике подходят уверенно: за время работы новой команды удалось радикально уменьшить кредитную нагрузку, пройти международные аудиты, успешно реструктуризировать бизнес.


Что будет с самим брендом и компанией Volia после сделки, по официальным данным:

  • Бренд Volia останется на рынке.
  • Компания планирует наращивать базу абонентов, развивать собственные телеканалы.
  • Абонентам обещают расширять емкость сети, вкладывать в ее модернизацию.