На The Wall Street Journal вышла большая статья о спорных приемах борьбы с конкурентами, которые применяет руководство компании Amazon. Редакция AIN.UA собрала несколько примеров таких наблюдений и практик из статьи.

  • Джефф Безос построил Amazon в гараже, он вдохновил команду завоевывать покупателей широким предложением и самыми низкими ценами. Сейчас в компании работает 1,1 млн человек, а ее рыночная оценка — $1,6 трлн. Но Amazon по-настоящему так и не выросла. Безос все еще управляет компанией с драйвом руководителя стартапа, который борется за выживание.
  • Безос до сих пор вдохновляет подчиненных относиться к Amazon как к стартапу. «У нас всегда первый день работы. День второй означает остановку роста, за которой следует болезненное угасание и смерть», — говорит он. Безос думал над тем, чтобы назвать свою компанию Relentless (Неутомимая). И домен relentless.com до сих пор редиректит на сайт Amazon.
  • Такой настрой обеспечивает компании процветание. Агрессивная конкуренция — часто признак успешного бизнеса. Но из-за этого компании-гиганты часто попадают в поле зрения регуляторов и политиков, которые говорят о том, что такие практики — потенциально незаконны.
  • Некоторые конкуренты и партнеры также говорят о том, что конкурентный задор Amazon часто приводит к сомнительным поступкам. По данным издания, сотрудники Amazon не раз использовали данные о независимых продавцах на своей платформе, чтобы разрабатывать конкурирующие продукты. И даже инвестиционные процессы и сделки использовались в компании, чтобы добывать данные о продуктах будущих партнеров и разрабатывать продукты, способные конкурировать с ними.
  • Если конкретнее, по словам некоторых продавцов, Amazon может блочить аккаунты, потому что там якобы продается контрафакт. А затем требует от их владельцев детали о том, кто производит товар, и счета на имя производителя. Сразу несколько продавцов сообщили изданию, что, получив документы, Amazon возвращала доступ к аккаунтам, но при этом запускала свою версию такого же товара, от такого же производителя.
  • Размер конкурента, с которым Amazon может воевать, неважен. К примеру, небольшая компания Pirate Trading успешно продавала на Amazon триподы для фотоаппаратов: на сумму около $3,5 млн в год. Amazon скопировала устройство и начала продавать его под своим брендом AmazonBasics, что сильно срезало объемы продаж оригинала. Более того, Amazon начал блокировать оригинальные триподы, которые конкурировали с ее моделями. В Amazon же утверждают, что не нарушали прав на интеллектуальную собственность в этом случае. Основатель компании Pirate Trading Дален Томас решил, что продавать что-то на Amazon — рискованное занятие, и сменил род деятельности на инвестиции в недвижимость.
  • Amazon конкурировала и с продавцом мебели Wayfair. Заместители Безоса создали команду Wayfair Parity Team, которая изучала, как Wayfair получает, продает и доставляет крупную мебель. Со временем Amazon заменила большинство товарных предложений Wayfair.
  • Подобную же тактику Amazon использовала и в этом году. В компании заметили быстрый рост канадской Shopify, которая помогает мелким торговцам быстро запускать онлайн-магазины. Amazon создала секретную команду Project Santos, цель которой скопировать части бизнес-модели Shopify.
  • Еще один пример конкурентной борьбы в стиле Amazon: компания обратила внимание на продавца популярной обуви Allbirds. Он отличался тем, что изготавливал обувь из экологичных, натуральных и перерабатываемых материалов. Amazon запустила свой бренд обуви Galen, выглядящий идентично, но без экологичных материалов. И начала продавать его за половину стоимости от товара конкурента.