Консультант по диджитализации бизнеса, автор телеграм-канала Korets Online Ярослав Корец, в колонке для AIN.UA, описал 10 наиболее заметных digital-трендов, которые сделают нашу жизнь более удобной и ленивой.
1. E-commerce всего
26 лет назад появился интернет-магазин Amazon. Он продавал только книги, а через два года к ассортименту добавились музыкальные компакт-диски. Сегодня в «Амазоне» можно купить почти все, а большинство американцев начинают поиск товаров именно в платформе Amazon, а не в Google.
Но часть категорий, например секс-игрушки в «Амазоне» все еще купить нельзя. Украинский Amazon ー Rozetka — начинал с торговли комплектующими для компьютеров, а сегодня это огромный маркетплейс, в котором разве что нельзя купить свежих круассанов на завтрак.
Еще год назад считалось, что существуют категории, которые не продаются через интернет по ряду причин. Но в 2020-м количество транзакций в онлайне значительно выросло по всему миру, вплоть до удвоения их количества в некоторых странах. И стало очевидно, что 21-й год ознаменуется выходом нетипичных категорий в онлайн. Больше не существует товаров, которые нельзя купить в интернете.
2. Direct to Consumer
Этот тренд только усиливает диджитализацию торговли. Дополнительно к традиционным продажам через дистрибьюторов и ритейл, большие FMCG производители запускают собственные онлайн витрины чтобы продавать товары напрямую потребителям. Как пример, недавний запуск интернет-магазина Sfera корпорацией «Биосфера».
Появится множество новых стартапов, нацеленных исключительно на использование преимуществ D2C-модели: таких как кастомизация, основанная на вкусах и предпочтениях клиента; оптимизация цены за счет сокращения цепочки посредников; оплата по подписке или в рассрочку.
3. Dark Stores
И снова про цифровую торговлю. В больших городах начнет приживаться формат Dark Store ー доставка продуктов и товаров повседневного потребления в течение 15-30 минут. Процесс обеспечивается благодаря большому количеству мини-складов в каждом районе города, именно эти склады и называют dark store.
В качестве примера можно вспомнить запуск магазина Сooker в Киеве и выход на рынок электронной коммерции «Сильпо». В погоне за лидерством в этой нише погибнет много стартапов, а до финиша дойдут единицы. Вполне вероятно, что формат окупаем только в крупных и богатых мегаполисах.
А для успеха модели нужны годы ー для того, чтобы потребительские привычки трансформировались, а главное, сменить слабое и дорогое звено, курьеров ー на дроны.
4. Working from Home + Coworking Office = Happy
Больше не будет массовых переходов на удаленную работу или глобального возврата всех в офисы. Бизнес адаптируется и научится использовать преимущество обоих моделей одновременно.Каждая компания сможет найти свой баланс, в котором часть времени сотрудники работают из домашних кабинетов, а часть ー посвящают командной работе в офисах.
Компании, которые успешно совместят обе модели, будут более конкурентноспособными, они сохранят корпоративную культуру, научаться поддерживать необходимый уровень креативности и эффективности команды, сократят расходы на аренду офисов и увеличат удовлетворенность сотрудников. Производители удобных геймерских и офисных кресел и рабочих столов смогут нарастить продажи за счет нового большого сегмента домашних офисов.
5. Go cloud
Вынужденная удаленка ускорила темпы перехода бизнеса на облачную инфраструктуру, чем благоприятно повлияла на рост рынка SaaS. Главные бенефициары ー IT-компании, предлагающие разнообразие решений для оцифровки коммуникаций и бизнес-процессов. Существенно выросли инструменты для командной работы онлайн. Вместе с этим бизнес становится более зависим от доступности серверов и интернета.
В 2020-м мы уже видели несколько масштабных падений облачной инфраструктуры Google, Amazon и Telegram, которые привели к нескольким часам простоя бизнеса. Видели как блокировка интернета в Беларуси спровоцировала миграцию IT-компаний.
В 2021-м нас ждут не менее громкие «диджитал локдауны». Поэтому в 2021-м повышается важность роли системных администраторов и devops инженеров, а бизнес будет более ответственным в плане резервирования данных и разработки протоколов действий на случай недоступности серверов.
6. Cyber Security issue
Новая волна диджитализации происходит за счет самых консервативных пользователей и бизнесов. Следовательно, в онлайн выходят наименее подкованные в информационной безопасности пользователи. Они не понимают специфику безопасности платежных карт, важность двухфакторной авторизации, не имеют опыта взаимодействия с фишинговыми сайтами.
«Интернет-новички» все чаще становятся жертвами digital-мошенников, теряют доступ к аккаунтам социальных сетей и деньги на банковских картах. Настоящие же хакеры охотятся на более крупную рыбу.
Идеальная цель «рекетиров» 21-го века ー большие публичные компании, оперирующие клиентскими данными. Такие жертвы хакерских атак наиболее сговорчивы, им проще заплатить выкуп, чем быть обличенным в утечке данных клиентов. Не меньшая угроза для бизнесов с высокой и не этичной конкурентной средой. Словом года в корпоративной среде будет пентест (тестирование сети на проникновение).
7. Digital Marketing Era
Тотальный E-commerce ー основной драйвер развития инструментов цифрового маркетинга, а вместе с тем и главный фактор повышения цены на трафик. Развитие отрасли одновременно идет в двух направлениях.
Малому бизнесу понижается порог входа, упрощаются интерфейсы рекламных кабинетов от Google и Facebook. Бюджеты большого бизнеса обеспечивают более эффективный таргетинг и рекламу. Благодаря этому крупные игроки получают несправедливое конкурентное преимущество.
Основная угроза для индустрии ー это будущие изменения политики конфиденциальности iOS приложений, которые готовит Apple. Эти правила должны ограничить возможность приложений собирать данные о пользователях.
Это ударит по инструментам таргетинга в Facebook и других рекламных платформ, которые уже выступили с резкой критикой этого шага. Новая политика может существенно подкосить весь рынок торговли данными пользователей, что лишит дополнительного дохода самих разработчиков приложений и существенно снизит эффективность всей digital рекламы.
8. Messenger Marketing
Использование мессенджеров в маркетинге дело не новое, но в 2021-м станет трендом. В числе первых в мессенджеры мигрировал спам. Люди стараются меньше брать трубку с незнакомых номеров и количество звонков в GSM сетях сильно падает. SMS ー дорогое удовольствие при слабых возможностях таргетинга, а рассылки в мессенджерах условно бесплатны.
Особую эффективность бизнес начнет извлекать из этого канала, когда переведет в него клиентскую поддержку. Отличных результатов даст синхронизация коммуникации в мессенджерах с CRM системами благодаря индивидуализации и автоматизации. Общение c клиентами в мессенджерах станет новой ключевой моделью для контакт-центров.
Сами платформы всячески стимулируют этот тренд и внедряют новый инструментарий для интеграции бизнесов в мессенджеры. Whatsapp запустил платформу поддержки малого бизнеса, предоставив возможность регистрации бизнес-акаунта и интернет магазина внутри месенджера.
Viber вышел с поддержкой нативных платежей внутри чатов, а Telegram заявил о намерении в 2021 включить монетизацию месенджера, запустив рекламную платформу.
9. Content Makers Era
Создатель контента станет самой популярной профессией 21-го века, не менее массовой чем курьеры. Тренд стимулируют практически все. Производители смартфонов постоянно улучшают качество своих камер и уже несколько лет выпускают линейку PRO, нацеленную на контент мейкеров. Разработчики инвестируют в инструменты для создания контента.
Сотни мобильных приложений, облегчающих создание сториз, с лихвой монетезируются. Социальные сети стимулируют генерацию востребованного пользователями контента, предоставляя блогерам аудиторию и охваты. Революцию в жанре совершил TikTok с его экстра простым инструментарием и форматами, а главное ー щедрыми алгоритмами с гигантскими охватами.
Ну и главное ー бренды в погоне за вниманием аудитории финансируют инфлюенсеров, наполняя весь этот бизнес деньгами и замыкая цепочку экосистемы. Ютуберы, инстаграммеры и тиктокеры, зарабатывающие миллионы долларов, становится новыми героями шоубизнеса, а их истории успеха вдохновляют последователей.
Подтренд, усиливающий успех и масштаб индустрии ー это существенный рост P2P финансовой поддержки. Донаты становятся инструментом монетизации для создателей тематического контента с небольшим аудиториями. Теперь, имея всего лишь 100 подписчиков на «Патреоне», можно жить только за счет создания контента.
10. Online Education Era
В 2020 году 186 стран закрыли свои школы и 1,2 млрд учеников и студентов оказались в виртуальных аудиториях и классах. Тема давно очень горячая. В 2019-м, еще до ковида, в сектор Ed-tech инвестировали $18,6 млрд и это не удивительно, ведь к 2025-му ожидается, что объем рынка онлайн-образования достигнет ー $350 млрд.
Локдаун многократно ускорил рост всех проектов в онлайн-образовании, включая мобильные приложения для изучения языков, платформы с онлайн-курсами и софт для видео-конференций. Zoom используют для обучения 17 000 учебных заведений, в том числе 10 000 университетов из США. Китайский аналог ー платформа DingTalk вынуждена была развернуть 100 000 дополнительных серверов в Alibaba Cloud для того, чтобы выдержать наплыв удаленных учеников. Конечно же столь стремительная адаптация онлайн-образования указала на множество вызовов перед индустрией.
Среди которых и неравный доступ к интернету, и технологиям среди учеников, и вопросы к эффективности обучения, и к пониженной мотивации. В то же время некоторые исследования показывают более высокую скорость обучения в онлайне и более высокий уровень удержания внимания.
А одним из главных преимуществ онлайн-образования считается возможность учиться в индивидуальном темпе. Тренд будет трансформировать государственные программы обучения в гибридные модели, где теоретическая часть преподается в онлайне, а практическая ー в традиционных классах.
Может показаться что тренды 21-го года повторяют прошлогодние. Но теперь они углубились и заметен долгосрочный вектор, который сделает нашу жизнь значительно более удобной. Жители мегаполисов получат массу сервисов с доставкой к дверям.
Онлайн-образование приведет к возможности выбирать школу без привязки к району проживания и многие семьи смогут выбрать более экологичный, загородный образ жизни. А цифровой контент станет главным развлечением для большей части человечества.
Но все это произойдет не так стремительно, как переход от офлайна к онлайну в 2020м. Несмотря на кажущуюся нам скорость развития технологий, им требуются годы для повсеместной адаптации.
Автор: Ярослав Корец, Консультант по диджитализации бизнеса