Gumroad — онлайн-платформа, которая помогает представителям творческих профессий – писателям, дизайнерам, музыкантам, художникам, геймразработчикам – продавать контент в интернете. По данным основателя Сахила Лавингии, за последний год креаторы заработали $175 млн через его платформу, а сама компания получила около $11 млн прибыли. При этом Gumroad растет примерно на 85% от года к году, и все это – вообще без фуллтайм-сотрудников.

О том, как устроена работа в Gumroad, он рассказал в своем блоге.


“Сегодня, когда меня спрашивают, сколько людей работает в Gumroad, я отвечаю: “10 или около того”. Так я конвертирую число людей, которые у нас есть, в то, что соответствует ожиданиям других. Но на самом деле дела обстоят сложнее, – пишет Лавингия.

Если включить в это число всех людей, которые работают над Gumroad, получится 25. Если включить всех людей, которые работают у нас фулл-тайм, то это никто. Даже я – нет.

Собраний у нас тоже нет, и дедлайнов. Тем не менее, это работает”.

Рост годовых доходов креаторов на платформе Gumroad. Здесь и далее графика и иллюстрации: Gumroad

Лавингия основал компанию в 2011 году. К 2015-му в Gumroad работало 23 человека на фултайме в офисе в Сан-Франциско. Но в 2016-м компании не удалось привлечь инвестиции, и Лавингия распустил штат. Работать над проектом остался он один.

Несмотря на это, Gumroad продолжал расти.

Рост ежемесячных доходов креаторов

Вместо штатных сотрудников Лавингия нашел индийскую фирму BigBinary и нанял разработчиков-контрактников. Они фиксили баги и обслуживали сайт, а сам Сахил выполнял работу саппорта, придумывал новые функции и занимался маркетингом. Спустя некоторое время он снова нанял агента поддержки, который работал в Gumroad до 2015 года, но уже не в штат, а на почасовую ставку, как и индийских программистов, а сам переехал из Сан-Франциско в Юту и занялся творчеством.

“Хотя Gumroad больше не метила в компании на миллиард долларов, я приобрел новый ценный актив: время, – пишет Лавингия. – Я выгорел и не хотел работать больше, чем это необходимо. Поэтому я учредил культуру без собраний и дедлайнов.

Для меня цель теперь была не расти любой ценой, а “свобода любой ценой””.

Сократив расходы, Gumroad смог наращивать прибыль. Лавингия получил и финансовую свободу и возможность посвящать время своим хобби.

“С 2011 по 2016 годы построение Gumroad было моим единственным фокусом в жизни. Но сегодня это лишь часть моей жизни, как хобби. Например, я время от времени пишу картины ради удовольствия и продаю свои полотна”, – рассказывает Лавингия.

Работу в Gumroad Лавингия сравнивает с работой над опенсорсным проектом с той лишь разницей, что проект – не опенсорсный, а работа – не бесплатная. Вместо собраний и Zoom-коллов сотрудники общаются через GitHub, Notion, Slack, и не ждут немедленной реакции на свои сообщения – ответ в течение 24 часов для них – норма.

Дедлайнов в компании тоже нет (кроме уплаты налогов), и Лавингия не пытается указывать людям, как и когда выполнять ту или иную задачу. KPI у сотрудников тоже нет, Лавингия ориентируется только на один показатель – заработок креаторов на платформе.

“Люди могут работать над тем, что им нравится и полагаться на интуицию, потому что пока мы остаемся прибыльными и продолжаем запускать фичи, рано или поздно мы сделаем то, что нужно”, – поясняет он.

В ноябре 2020 года Gumroad запустил членства, на которые подписались более сотни креаторов с суммарным доходом $1,5 млн в год. На разработку этого инструмента ушел год, но без единой видео-конференции или собрания.

Зарплаты сотрудников варьируются от $50 до $250 долларов в час в зависимости от занимаемой должности, а не от города проживания. Ставки одинаковые как для жителей Сан-Франциско, так и сотрудников из Бангалора.

Дэниел Вассалло зарабатывает около $120 000 в год. Он ушел в Gumroad на должность главы по продукту из Amazon, где ему платили $400 000 в год, ради возможности работать не более 2 часов в день (10 часов в неделю). Все остальное время Дэниел посвящает творчеству. До этого он уже какое-то время использовал Gumroad как креатор и заработал на платформе примерно $250 000 менее чем за год.

Команда Gumboard

От переработок сотрудников Gumboard защищает «анти-сверхурочная» ставка: часы сверх максимальных 20-ти в неделю оплачиваются в размере 50% от часовой ставки. Никаких бонусов компания не предлагает (медстраховки тоже нет) – только больше свободного времени и деньги.

По словам Лавигнии, сотрудников все устраивает. Более того, когда он предложил перевести Gumroad на штатный режим с фуллтайм-занятостью, они проголосовали против.

“Я понял, что пытался исправить то, что не сломано, чтобы чувствовать себя лучше потому что делаю «по-нормальному», – пишет Лавингия. – Для наших сотрудников свобода важнее роста, устойчивость важнее скорости, жизнь важнее работы.

Интернет открыл новые способы работы, но мы только начинаем их видеть. Есть много разных способов заставить работу работать. У нас – всего один”.