28 января 2021 года украинский парламент в первом чтении проголосовал за проект закона, который вносит изменения в законодательство о Службе безопасности Украины (СБУ) и законодательство о контрразведке. Одна из норм, которые содержатся в проекте: полномочия ограничивать доступ к ресурсам и сервисам в ряде случаев.
Что меняется?
В частности, проект закона вносит изменения в ч. 2 ст. 7 Закона о контрразведывательной деятельности, которая определяет полномочия СБУ в этой сфере.
Авторы проекта предлагают добавить СБУ полномочия:
- ограничивать доступ к определенным (идентифицированным) информационным ресурсам (сервисам) с целью недопущения террористического акта или разведывательно-подрывной деятельности, противодействия спецопераций, обострения общественно-политической и социально-экономической ситуации и т.д.
Комментарий юриста
AIN.UA попросил юриста «Лаборатории цифровой безопасности» Максима Дворового прокомментировать эту норму:
«Действительно, проект предусматривает полномочия СБУ блокировать сайты по сути, по трем основаниям:
- недопущение террористического акта;
- недопущение разведывательно-подрывной деятельности во вред Украине;
- противодействие информационным спецоперациям.
Дальше в тексте есть детализация о том, что такие блокировки совершаются судом, но только касательно первых двух оснований. Это оставляет неопределенным субъекта, который блокирует сайты с целью противодействовать специальным информационным операциям.
Кроме того, есть проблемы с судебной процедурой блокировки. В частности, допускается, что в неотложных случаях на 7 дней разрешение на блокировку может единолично предоставить уполномоченный заместитель главы апелляционного суда. По сути, на 7 дней сайт могут заблокировать просто так, без надлежащей гарантии судебного рассмотрения.
Кроме этого, речь идет о блокировке всего ресурса. Такой метод допустим, только если другие средства влияния исчерпаны (в частности, попытки удалить непосредственно вредный контент, а не блокировать весь ресурс).
Также непонятно, насколько в рамках этого судебного блокирования в процесс будут вовлекаться представители таких сайтов. Эти две гарантии были указаны в серии летних решений по блокировкам сайтов в РФ Европейским судом по правам человека, и Украина должна их учитывать».