8 февраля Кабмин одобрил законопроект, которым устанавливаются признаки трудовых отношений между работодателем и работником. Документ вызвал большой резонанс на IT-рынке, поскольку ставит под угрозу привычную модель, по которой программисты сотрудничают с работодателями как ФОП.

Редактор AIN.UA попросила представителей IT ответить на три вопроса:

  1. Как вы оцениваете предложенные нормы? Какие видите преимущества, недостатки?
  2. Если законопроект примут, к чему это приведет? Какие последствия видите для вашей компании и IT-рынка Украины в целом?
  3. Планирует ли ваша компания стать резидентами «Дія.City» в случае принятия всей сопутствующей нормативной базы, в том числе данного законопроекта?

Надо сказать, компании неохотно комментируют эту тему. Ниже приводим ответы, которые удалось собрать.


Тарас Кицмей, сооснователь и член Совета директоров SoftServe

Фото: SoftServe

Если анализировать предложенную инициативу в разрезе ІТ-индустрии, то она несет в себе большие риски. Любая дополнительная регуляция идет в разрез с принципами работы ІТ-индустрии. Именно благодаря отсутствию регулирования со стороны государства ІТ-индустрия показывает впечатляющие показатели роста на протяжении последних лет.

Сегодня формат работы через ФОП наиболее соответствует реалиям работы в ІТ-отрасли. Он дает возможность разработчикам работать гибко, предоставлять свои услуги ряду компаний, при этом перечень социальных гарантий со стороны компаний остается одним из самых привлекательных на рынке труда Украины.

Кроме того, в марте прошлого года большинство компаний отрасли перешли на удаленный режим работы, где понятия фиксированного графика работы либо различных офисных преимуществ полностью нивелированы. На данный момент большинство ІТ-разработчиков находятся на удаленке, и компании разрабатывают различные гибкие модели сотрудничества.

Некоторые компании планируют вернуться к офисной работе, но большая часть, все же, работают над гибкой моделью взаимодействия, а также форматом полной удаленки. Такой подход удобен, в первую очередь, самим разработчикам и полностью соответствует модели роботы через ФОП.

В связи с этим, любые инициативы, направленные на дополнительную регуляцию либо ограничения, по моему мнению, вредят индустрии и не решают тех вызовов, с которыми столкнулась наша индустрия: вопросов образования и подготовки пула талантов для обеспечения дальнейших высоких темпов роста ІТ-отрасли.

Помимо этого, в предлагаемом законопроекте вводятся нечеткие критерии определения трудовых отношений, которые во многих случаях присущи как штатным сотрудникам, так и отношениям между субъектами предпринимательской деятельности. А субъективное решение относительно формата этих отношений должен принимать налоговый инспектор. Однозначно, это несет огромные коррупционные риски.

Виталий Кармазинский, управляющий директор Luxoft

Фото: Luxoft

Необходимость реформирования устаревшего трудового законодательства в Украине уже давно назрела. Конечно, хотелось бы видеть комплексный подход, учитывающий все современные нюансы (прогрессивные формы трудоустройства, удаленная работа, контрактные отношения, мобильность талантов и т.д.). Частичные же изменения нужно внедрять очень осторожно, руководствуясь принципом “не навреди”.

Что касается нового проекта закона “О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины”, то с одной стороны хорошо, что эти нормы имеют целью защиту прав работников в Украине. С другой стороны, не до конца понятно, как это согласуется с другими законодательными изменениями, например, с той же концепцией «Дія.City».

Резкое изменение условий работы может негативно повлиять на экспортный бизнес, которые создает рабочие места, привлекает валюту в страну и стабильно наполняет бюджет. И это касается не только IТ-сферы, но и других отраслей.

Для IT-отрасли, которая является одним из драйверов украинской экономики, важно сохранить ключевые механизмы, позволяющие ей быть конкурентоспособной на мировых рынках, а именно: свободу выбора форм контрактных отношений со специалистами, конкурентные налоговые ставки, гибкость в выборе стратегий развития и привлечения клиентов.

При этом социальная защищенность специалистов гарантируется высокой конкуренцией между компаниями и внутренними стандартами (в том числе, труда) международного образца.

Мы поддерживаем идею «Дія.City», неоднократно участвовали в обсуждении и вносили предложения по совершенствованию ее норм. Однако, пока трудно ответить однозначно по поводу резидентства, ведь мы еще не видели финальной версии пакета законов, в частности, по части изменений в Налоговый кодекс.

В то же время, в комитете по вопросам цифровизации ВР, которые готовят сейчас новый законопроект №4303-д о «Дія.City», уверяют, что он будет учитывать большинство ключевых замечаний и предложений индустрии, но «это пока неточно». 

Впрочем, хотелось бы, чтобы эффективное сотрудничество между профильным комитетом, министерством и отраслью продолжалось и на финальном этапе разработки нового законопроекта. И если нам не оставят выбора, переходить или нет, то хотелось бы иметь хотя бы время на адаптацию к новым условиям. 

Дмитрий Овчаренко, вице-президент по финансово-правовым вопросам Ассоциации «IT Ukraine», СEO Alcor

Фото: Alcor

Штатное трудоустройство во всем мире уступает место более гибким контрактным формам. Поэтому предложение критериев, согласно которым все отношения могут быть легко переквалифицированы в трудовые, выглядит как 19 век. Например, согласно статьи 21-2, если таксист часто возит одного клиента, получает от него вознаграждение ежемесячно и компенсацию за поездку от в другой регион – здравствуй инспекция по труду!

Если документ примут в нынешней редакции, это означает невозможность индустрии привлекать специалистов как ФОП.

Маленькие компании скорее всего перейдут в тень, что особенно актуально на фоне борьбы с ЗП в конвертах. Большие компании будут вынуждены идти в «Дія.City», ради которого похоже это все и затевается. То есть будут брать людей в штат по КЗоТ 1971 года – привет инновациям!

Мы не проводили опрос компаний Ассоциаций. Если судить из интервью, то некоторые компании серьезно рассматривают вступление в «Дія.City». Но все же большинство не готовы вступать в режим в текущем виде. Их смущает, как минимум, регулятор, который может вас завтра исключить из резидентов.

Ну и конечно свежая новость о дополнительном взносе $14-21 за каждого человека в невнятную «саморегулирующеюся организацию» (СРО), вступать в которую нужно обязательно, противоречит ст. 36 Конституции Украины.

Юрий Антонюк, вице-президент, председатель СЕЕ EPAM

Фото: EPAM

EPAM, как и большинство IT-сообществ, поддерживает концепцию «Дія.City». Принципы этого проекта неоднократно обсуждались в формате диалога правительства и IТ-индустрии. Да, еще есть над чем работать, и мы ожидаем доработанный законопроект с учетом рекомендаций от индустрии.

Наша компания детально анализирует принципы перехода в новый правовой режим. Важно, чтобы этот переход был постепенным, без резких изменений в работе бизнеса.

Новые условия должны создавать дополнительные возможности, а не безапелляционно заставлять компании переходить в совершенно новое и потенциально не на 100% проработанное правовое поле.

Если рекомендации индустрии будут учтены, «Дія.City» может стать хорошим инструментом для решения ряда проблем, которые шлейфом тянутся за украинской IТ-индустрией едва не от начала ее формирования.

Андрей Крупа, Chief Executive Officer в ELEKS

Фото: ELEKS

Принцип правовой определенности, то есть обеспечение государством четких и прозрачных правил игры для любого бизнеса, является не только неотъемлемым элементом верховенства права, но и необходимым условием для любого украинского или иностранного инвестора. Трудно судить о намерениях авторов, однако, к сожалению, с точки зрения четкости и прозрачности, к данному законопроекту есть больше вопросов чем ответов.

Например, некоторые из перечисленных в законопроекте семи признаков, которые могут стать основанием для признания отношений трудовыми, присущи не только для них. Скажем вознаграждение консультанта по сложному долго продолжающемуся проекту может разбиваться на несколько платежей; компания может компенсировать расходы на поездку адвокату для представления его интересов в другом городе; или предприятие может предоставить рабочее место аудитору, который проводит проверку компании.

Уже даже Национальное Агентство по предупреждению коррупции опубликовало выводы о возможных коррупционных рисках такого законопроекта О мерах по стимулированию развития ИТ-индустрии в Украине. И что, пожалуй, огорчает больше всего, – с одной стороны декларируется прозрачность по сотрудничеству с сообществом, и одновременно с другой – до сих пор не учитываются на практике замечания не только профильных ассоциаций, которые помогают решать наиболее острые проблемы индустрии уже не одно десятилетие без всякого содействие со стороны государства, или даже таких объединений как European Business Association или American Chamber of Commerce, – а создаются новые ассоциации из представителей, не имеющих никакого отношения к индустрии, и именно диалог с ними декларируется, как диалог с сообществом.

Как следствие, отношения, которые изначально строят на обмане, ожидаемо не вызывают ни желания сотрудничества с такими чиновниками, ни никакого доверия по определенности в будущем.